Урок 8 / Параграф 1
Подготовка к защите диплома
Диплом написан, но поводов для расслабления нет. Подготовка к защите — такой же важный процесс, как и проведение исследования. Но именно этому этапу уделяют наименьшее внимание как студенты, так и научные руководители.
Подготовка к защите включает в себя три компонента: написание доклада, подготовка презентации и раздаточного материала, психологическая подготовка к выступлению. О том, как морально подготовиться к защите мы поговорим в 9 части курса. В этом разделе мы углубимся в вопросы, касающиеся сильных текстов, дизайна и типографики. Всё это — демонстрационные инструменты, к которым кроме классической презентации входят чертежи, плакаты и раздаточный материал.
Как проходит защита диплома?
По качеству выступления будут судить о качестве всей работы. «Уважаемые члены аттестационной комиссии» чаще всего не читают дипломы заранее. У тебя будет только 5 минут, чтобы их впечатлить. Не стоит надеяться на исключение и хорошее настроение: 10 минут — максимум, на который можно рассчитывать при самом удачном раскладе.
Комиссия — круг из 3–7 человек, среди которых будут не только представители родной кафедры, но и независимые гости. Некоторые увидят защищающихся впервые, поэтому не получится выехать на сложившемся имидже. Ситуация может измениться в любую сторону: троечник защитится на отлично, а отличник неожиданно лишится красного диплома. На защите может случиться всё что угодно, и удача тут не причём — подготовка и харизма решают всё.
Речь к защите: вписаться в тайминг
Формула успешного выступления — хороший доклад, качественная презентация и уверенность в себе. Основой подготовки является работа над текстом доклада. Приготовься к тому, что тебе понадобится больше, чем один вечер.
При подготовке материалов к защите главным ограничением должен стать жёсткий тайминг. Держим в голове, что ограничение — трамплин для старта творческого процесса. За 5 минут можно успеть рассказать и показать всё, что нужно, если соблюдать эти три принципа.
-
Показывать, а не рассказывать. Задача презентации и любых других демонстрационных материалов — дополнять и иллюстрировать речь. Это значит, что в доклад не должны попасть определения, устное описание организационной структуры компании или интерфейса программы.
-
Говорим одно, показываем другое. Некоторые данные можно показать, не останавливаясь на подробном описании. Одновременно это способ манипуляции вниманием комиссии: лёгкая недосказанность интригует и подталкивает к правильным дополнительным вопросам.
-
Говорить человеческим языком. Худшее, что можно придумать — доклад-Франкенштейн из кусков текста диплома. Особенно, если не удалось уничтожить внутреннего чиновника и любовь к громоздким предложениям. Эффектно говорить на канцелярите невозможно — будет гарантировано скучно и затянуто.
Посмотрим, как эти правила работают на практике.
Канцелярщина:
Инфостиль:
Одним из эффективных способов совершенствования системы высшего образования в нашей стране на сегодня считается введение в учебный процесс такого интерактивного метода обучения как кейсовые задания, основанные на анализе кейсовых ситуаций, а именно выявление проблем и поиск оптимального их решения из предложенных вариантов или предложение самими студентами альтернативного способа разрешения данной ситуации, где существует противоречие.
Одним из эффективных методов интерактивного обучения является анализ практических ситуаций-кейсов.
Способы организации процесса обучения кейсами:
— учащиеся выбирают один из предложенных способов устранения проблемы
— студенты генерируют решение самостоятельно.
Эта фраза сожрёт 27 секунд — 10% времени выступления.
Можно уложиться в 5 секунд.
Выделенное курсивом — отправить в презентацию.
Для оценки времени выступления можно использовать Хрономер. Сервис подойдёт для работы с черновиком. Репетировать с готовым вариантом нужно вслух с секундомером в руках.
Структура текста дипломного доклада
Препятствием на пути к яркой и живой речи на защите станут формальности, возведённые в культ в университетских стенах. Подробное описание структуры доклада есть в тексте «Как подготовить речь к защите». Повторим основные моменты.
- Если упор был сделан на практику, можно смело опустить теорию.
- Основа доклада — описание результатов исследования и авторских рекомендаций. Инструменты, таблицы и расчёты остаются в демонстрационном материале. В тексте — только результаты.
- В конце стоит уделить внимание описанию апробации результатов исследования.
Шаблонная структура — ещё одно ограничение, а не цель. Правильная форма не гарантирует наличие необходимой внутренней логики доклада.
Внутренняя логика дипломного доклада
В битве между смыслом и формой, мы всегда выступаем на стороне внутреннего содержания. Поэтому приоритетной задачей станет работа с логикой текста.
Доклад — место концентрации идеи и авторской точки зрения. Отсутствие внутренней логики делает речь пустой и безжизненной, а сам докладчик превращается в философского зомби. Здесь работают те же принципы, что и для обхода антиплагиата: легко говорить, если тебе есть, что сказать.
Отсутствие внятной цели или подмена её абстракцией неизбежно приводят к слабому выступлению. «Чтобы защитить диплом» — пустословие. «Чтобы убедить комиссию в том, что методика увеличивает эффективность процесса на 20%» — цель.
С этой точки зрения, логика и структура доклада подчиняются определённому алгоритму. Смысловой скелет доклада состоит из пяти компонентов:
- описание входных параметров (объект, предмет, актуальность)
- представление цели и гипотезы исследования
- постановка тезиса: краткое описание результата, утверждение о достижении цели, оценка подтверждения гипотезы
- представление результатов исследования
- представление результатов апробации.