Урок 8 / Параграф 1
Этические проблемы науки
Если вы пришли в науку или медиа всерьёз, рано или поздно придётся задуматься о вопросах этики.
Этические вопросы возникают на стыке рационального характера науки как метода познания и науки как общественного института. С одной стороны, у исследования в чистом виде нет никаких моральных ограничений. С другой — этот процесс зависит от общественных норм, под влиянием которых формировалась личность автора. Сами же результаты научных открытий определяют вектор развития общества, что накладывает на учёного некую моральную ответственность.
Каждый опубликованный текст немного меняет реальность. Вы ошибаетесь, если думаете, что очередная статья о «сущности кибербезопасности» никому не нужна. Для многих именно она может стать первой на эту тему. Поэтому, от качества вашей работы зависит, продолжит ли случайный читатель дальше изучать вопрос или решит, что наука — это скучно и сложно.
Как идеология мешает науке
Часто этические ограничения навязываются науке извне и превращаются в инструменты идеологического контроля. Многие знают, что в СССР долгое время под запретом была генетика, а единственно одобряемым течением в философии — марксизм-ленинизм.
Но идейные репрессии коснулись и таких фундаментальных вещей как теория относительности Эйнштейна. Концепцию критиковали за недостаточный «материализм», а некоторые советские физики пытались предложить свою идеологически верную интерпретацию. Однако, как только стало понятно, что переписывание физических законов мешает СССР создавать собственную ядерную бомбу, все идейные ограничения были моментально отброшены.
Религия, традиции и научная истина
К этически сложным научным проблемам относятся темы, связанные с религиозными традициями и смертью. Есть ли у мёртвых права? Имеет ли человек право на эвтаназию? Можно ли вводить презумпцию согласия на донорство органов? Однозначных правильных ответов не существует. Каждый человек будет высказывать ту точку зрения, которая соответствует его личной этической картине мира.
Проводя исследование или принимая решение о публикации результатов, вы можете столкнуться с моральными противоречиями. С одной стороны есть беспристрастная научная истина. С другой — осуждение и репрессии со стороны общества или потенциальный вред от использования вашей работы.
Концепции справедливости
Принимая сложные морально-этические решения, мы прибегаем к той или иной концепции справедливости, даже если не осознаём этого. Поговорим о том, какими этическими принципами можно руководствоваться.
Утилитаризм — этичность поступка зависит от его последствий или «цель оправдывает средства». Сторонники этой концепции могут действовать как с точки зрения некоего «всеобщего блага», так и личной выгоды. Утилитаризм является одной из популярных разновидностей философии консеквенциализма.
Утилитаризм всегда ориентируется на потребности большинства. Если поступок принесёт больше пользы, чем вреда — утилитарист признает его морально верным. Например, в случае с массовой вакцинацией, утилитарист посчитает несущественным риск серьёзных осложнений у 2% населения, если в результате мы получим коллективный иммунитет.
Деонтология — этичность поступка не зависит от результатов, которые он принесёт или «делай, что должен, и пусть будет, что будет». Сторонники деонтологической этики считают, что нужно оценивать поступок сам по себе, вне зависимости от внешних обстоятельств и результатов.
Деонтологический подход свойственен большинству религиозных учений («не убей», «не укради»). Деонтология лежит в основе современной медицинской этики. Врач должен лечить пациента вне зависимости от того кто перед ним — преступник или священнослужитель.