Урок 2 / Параграф 2
Ограничения
Чтобы наконец понять, о чём писать, нужно сфокусироваться на проблеме. Задайте ограничения: поймите, что вы пишете, для кого и зачем.
Ограничения — трамплин для творчества, а не преграда. Можно сравнить их со стенками бассейна, от которых можно оттолкнуться. В статье невозможно рассказать сразу обо всём — стоит остановиться на одной ключевой идее и поработать над глубиной анализа. Если есть несколько связанных между собой проблем, лучше написать цикл связанных между собой текстов.
Какие могут быть ограничения?
-
Формат текста. Статьи пишут не только университетские работники и студенты, но и предприниматели, специалисты, которые строят личный бренд или блогеры. Может быть и вовсе нужно написать эссе — тогда придётся учитывать особую специфику этого жанра.
-
Объём текста. Идеальной длины текста не существует. Все зависит от ситуации и требований. Научный руководитель просит пять страниц? Делайте пять страниц. Больше — не всегда лучше, гораздо важнее вписаться в установленные критерии. Часто ограничения объёма публикаций зависят от особенностей вёрстки журнала, поэтому не стоит экспериментировать с количеством знаков.
-
Сложность текста. От этого параметра зависит, как долго и насколько трудно будет идти работа. Сложные статьи — это круто, но если цель не оправдывает средств, то можно сэкономить время. Сложность влияет на количество и качество необходимых для написания текста источников.
-
Целевая аудитория. Собирательный образ будущего читателя поможет определить сложность и тип текста, а также станет опорой для планирования storyline будущей статьи.
-
Характер текста. От того, какой будет статья — практической или обзорной, зависит процесс и время работы.
Цель текста
Другое важное ограничение — цель текста. Она зависит от личности автора, технического задания и желаемой площадки для публикации. Цель текста задаёт направление для настройки всех остальных пяти типов ограничений. Если райтер ничем не ограничен, написание статьи может стать проблемой.
Представим, что перед нами Олег — студент, который работает в диджитал-агентстве. Олег провел рекламную кампанию и обнаружил несколько неочевидных закономерностей в поведении потребителей, о которых можно написать.
-
В научный журнал. Если отправить статью в авторитетное издание, то её опубликуют через несколько месяцев. За это время информация может устареть, потому что рынок неожиданно обрушился из-за вспышки неизвестного науке вируса. Охват научных статей ниже, а если статья не попадет в открытый доступ, то её и вовсе практически никто не увидит.
-
В профильное интернет-медиа. Если статья Олега будет полезной и без воды, то редакторы её опубликуют, а коллеги-маркетологи и студенты-пиарщики будут читать, обсуждать и репостить. Охваты будут выше, статья успеет принести пользу, даже если через несколько месяцев на Землю упадет метеорит и ситуация изменится.
Олег хочет описать несколько небольших лайфхаков, которые будут полезны для планирования бюджетных рекламных кампаний мобильных кофеен. Главная цель Олега — получить обратную связь от других специалистов. В этом случае, идеальным вариантом будет небольшой пост в профильном медиа на 2-3 тысячи знаков, приправленный кликбейтным заголовком.
Олегу из альтернативной вселенной интереснее разобраться в причинах необычного поведения целевой аудитории, и у него уже есть несколько гипотез на это счет. В этом случае логичнее будет писать научную статью. Этот формат позволяет потратить время и объём на глубокий анализ, а результаты исследования приобретут теоретическую значимость — а значит, не потеряют актуальность в ближайшие несколько лет.