Урок 2 / Параграф 4
Целевая аудитория
Чтобы понять, как и о чем писать, нужно представлять потребности читателя и говорить с ним на одном языке.
Целевая аудитория — потенциальные читатели создаваемого текста. Аудитория может быть неоднородной. Чаще всего можно выделить несколько целевых групп, которые будут взаимодействовать с создаваемым текстом. Чтобы написать успешную статью, которую будут читать и разберут на цитаты, статья должна решать проблемы читателя и соответствовать его уровню.
Группы читателей
У научных статей есть несколько групп целевых аудиторий. Самая очевидная — студенты и преподаватели, которые наткнутся на вашу публикацию в процессе подбора источников для курсовой или диссертации. Остальные читатели часто остаются в тени внимания автора, хотя именно они оказывают наибольшее влияние на успех статьи и формирование имиджа исследователя.
Научный руководитель
Несмотря на то, что эта группа ЦА состоит из одного человека, именно научный руководитель — самый влиятельный стейкхолдер на пути начинающего автора.
Мнение научрука так или иначе придется учитывать, даже если оно будет идти вразрез с вашим видением проблемы. Чтобы совместная работа над статьей была продуктивной, используйте win/win-стратегию коммуникации и добавляйте в текст рефлексию второго уровня.
Редакция научного журнала
Любое серьёзное издание выдвигает к публикациям ряд требований — их нужно учесть до того, как вы начнёте работать над статьей. Если текст не пройдет рецензирование, в лучшем случае придется вносить правки. Не обольщайтесь, никто не станет поступаться редакторской политикой ради вашей статьи. Пока главред не в курсе, что перед ним гениальный писатель, остаётся соблюдать гайдлайны.
Исследователи
Основная целевая аудитория. Открывая статью, читатель из этой группы ждёт, что там будет уникальная и полезная информация по теме. Например, неочевидные выводы или описание практического эксперимента, результаты которого подтверждают спорную гипотезу.
Если ваша статья — сборник чужих мнений и общеизвестных фактов, самой ценной её частью станет список использованных источников. Мало кто захочет цитировать в своей работе чужой рерайт, если можно в один клик перейти к оригинальной статье.
Массовый читатель
Опубликованная в открытом доступе статья рано или поздно попадётся на глаза интеллектуалам, которые читают научные статьи ради удовольствия. Возможно, ссылку на статью придётся прикладывать к резюме — если из опыта работы у вас только фейковая летняя практика. Чтобы статья зашла, она должна быть написана понятно. Мы не предлагаем выкидывать из статьи сложные термины. Достаточно упростить синтаксис и избавиться от канцелярских штампов. Это поможет аудитории сфокусироваться на смысле научной публикации.
Уровень сложности
Сложность зависит от глубины проработки темы и от количества тезисов, раскрываемых в статье. Выбор сложности и потенциальной трудоёмкости публикации зависит от целей автора и целевой аудитории.
Например, вам нужно занять призовое место на студенческой конференции чтобы зачёт поставили автоматом. Предмет не профильный, сборник по итогам конференции не попадет в РИНЦ.
Чтобы выиграть, нужно быть активным. Достаточно задать пару вопросов другим участникам. Но главное, нужно вызвать ажиотаж своим выступлением — для этого спровоцируйте спящую аудиторию.
Статья на конференцию должна быть лёгкой, тема — яркой, текст выступления — динамичным. Хорошо работают неожиданные примеры или отсылки к поп-культуре. Сложная работа может показаться комиссии скучной и безликой, и вы не запомнитесь на фоне двух десятков конкурентов.
-
Простая статья. Объём — от трёх до пяти страниц. Чтобы написать простую статью, достаточно отразить несколько тезисов и проанализировать от пяти до десяти источников. Можно не проводить глубокое исследование и обойтись чтением научной литературы.
-
Статья средней сложности. Объём — от пяти до семи страниц. Чтобы написать такую статью уже недостаточно прочесть несколько научных статей: нужно проанализировать пару десятков исследований на русском и английском языках и разобрать несколько практических кейсов.
-
Сложная статья. Объём — от семи до двадцати страниц. Чтобы написать и опубликовать сложную статью мало ограничиться чтением чужих работ. Придётся проводить собственное исследование: ставить эксперимент, разрабатывать прототипы или опрашивать людей.