Урок 5 / Параграф 2
Гипотезы и эксперименты
Практическая часть — ключевой раздел дипломной работы. От глубины проработки эмпирического раздела зависят 80% успеха на защите. Именно на практике будет сосредоточено внимание комиссии, именно в практической части у тебя есть возможность по-настоящему раскрыть своё видение проблемы.
Мы советовали начинать диплом с постановки проблемы. Аналогичный принцип действует и для практической части работы. Прежде чем начать исследование, необходимо задать себе вопрос: зачем это нужно? Ниже алгоритм поиска ответа:
- вспомнить о ключевой проблеме дипломной работы
- скорректировать цель дипломной работы
- определить ожидаемые результаты от проведения эмпирического исследования
- определить пути достижения необходимых результатов
- окончательно уточнить список задач дипломной работы
Чем больше ограничений ты выставишь — тем точнее будет фокус проводимого исследования и выше ценность полученной информации. Это поможет избежать лишней работы и бесполезной траты ресурсов. Используй только те данные и инструменты, которые действительно необходимы.
Цель | Поиск способов увеличения конкурентоспособности российской косметики на внутреннем рынке |
---|---|
Ожидаемые результаты | Определение покупательских триггеров Определение точек роста конкурентоспособности внутри компании |
Нужно | Проведение опроса целевой аудитории Проведение конкурентного анализа Проведение внутреннего аудита |
Не нужно | Изучение кадровой стратегии компании Изучение истории косметической промышленности Изучение причин возникновения необходимости в импортозамещении |
Алгоритм проведения исследования
Сперва нужно определить характер необходимой информации. Количественные данные дают ответ на вопрос «Сколько?». Качественные данные раскрывают внутреннюю сущность процессов. Качественные исследования показывают «Как?», «Зачем?» и «Почему?».
К количественным методам исследования относятся массовые опросы, эксперименты и статистические исследования. К качественным — интервью, анкетирование со свободными ответами, фокус-группы, исследования биографий.
Количественные методы преимущественно относятся к точным наукам, качественные — к гуманитарным. На практике голых цифр чаще всего недостаточно для полноценного анализа. Цифры сигнализируют о наличии проблемы, качественные данные создают контекст.
Цифры | Контекст |
---|---|
В Вайтране на 20% сократилось число малоимущих | На Вайтран напал дракон |
Среднесуточное количество посетителей ресторана уменьшилось на 30% | Ресторан провёл ребрендинг и обновил меню; клиентов стало меньше, но средний чек вырос |
Блогер публикует статьи с конверсией открытий 95% | Блогер увлекается кликбейтом |
Мы предлагаем использовать метод пошаговой детализации проблемы. По-другому он называется нисходящим методом анализа. Алгоритм предполагает движение от общего к частному:
- общая оценка ситуации
- поиск данных
- количественное исследование (поиск критических точек)
- формирование гипотез
- качественное исследование
- выводы
- прогноз развития ситуации (что будет, если ничего не сделать?)
- разработка решения проблемы
Движение «сверху вниз» стоит воспринимать глобально. Чем шире область первичного изучения, тем больше неявных факторов влияния можно учесть. Невозможно понять суть произведений Льва Толстого, не принимая во внимание биографию автора, исторический и религиозный контекст.
Не стоит переживать, что большая часть изученной информации не попадёт в финальную версию диплома. Уверенно защищается тот, кто знает немного больше, чем написано в работе. Это и есть главное отличие диплома от курсовой: глубина исследования строится на огромном пласте «невидимой» работы.
Разработка и тестирование гипотез
Гипотеза — предположение о причинах возникновения проблем. Корректная разработка гипотез невозможна без предварительного сбора информации. Нет данных — нет представления о ситуации. У беспочвенного формирования гипотез есть два варианта развития событий. Либо ты приходишь к неверному выводу, либо заходишь в тупик и начинаешь заново. Выдвигая гипотезу стоит придерживаться трёх простых правил.
-
Адекватно оценить возможности. Не выдвигай гипотезы, которые ты не в состоянии проверить. Если чувствуешь, что не хватит времени, знаний или денег — не стоит рисковать.
-
Отказаться от банальностей. И без глубоких исследований очевидно, что дизайн в розовых тонах больше подойдёт для женского форума, а не для ресурса о привидениях и НЛО.
-
Не тестировать уже известное . Пример — проверка эффективности маркетингового инструмента, уже когда-либо использованного изучаемой компанией.
Одной гипотезы недостаточно. Серьёзное исследование подразумевает проверку хотя бы двух альтернатив. Этот принцип лежит в основе А/В-тестирования. Сплит-тесты активно используются маркетологами, но область применения метода легко расширить.
Маркетинг / менеджмент | Сравнение эффективности воздействия на потребителей двух вариантов дизайна продукта |
---|---|
Педагогика | Сравнение результативности применения двух образовательных методик |
Техника | Сравнение показателей КПД двух вариантов математической модели установки |
Анализ зависимости двух явлений друг от друга подразумевает выдвижение нулевой гипотезы. Нулевая гипотеза предполагает, что связь между двумя параметрами отсутствует.
Отрицательный результат
Диплом — научная работа, а не бизнес-план. Поэтому нет ничего страшного в том, что ни одна из гипотез не подтвердилась. Если ты нашёл способ, который не работает — ты всё равно сделал шаг вперёд.
-
Отбросив неработающую гипотезу, ты создал фундамент для будущих исследований. Самый очевидный путь — понять, почему это не сработало.
-
Открыв неработающий способ, ты сэкономил чужие ресурсы. Если ты выложишь работу в открытый доступ, то все узнают как делать не нужно и обойдут этот путь стороной.
Поиски волшебного эфира Лоренца не увенчались успехом, но внесли вклад в развитие специальной теории относительности Эйнштейна. Coca-Cola родилась из неудавшейся микстуры. Кардиостимулятор появился благодаря череде ошибок и случайностей в исследованиях Джона Хоппса и Уилсона Грейтбетча.
Level completed
Ты справился! Важный рубеж пройден и история начинает приближаться к финалу.
Теперь можно выбрать один из двух вариантов развития событий. Можно стать задумчивым теоретиком и сфокусироваться на поиске научной новизны. Или пойти по пути дерзкого практика, который получит в конце готовый бизнес-план. В любом случае пригодятся инструменты для анализа данных — о них пойдёт речь в следующей части курса.