Урок 5 / Параграф 1
Практическая значимость
Изучать теорию, добиваясь научной новизны, может быть слишком скучно. В этом случае нужно переключить внимание на практическую значимость проекта.
Практическая значимость и научная новизна идут рука об руку — отличить одно от другого бывает сложно. Если результаты исследования можно использовать в реальных условиях, это значит, что в работе присутствует практическая значимость.
Полностью сфокусироваться на практике и забыть о теории не получится. Это такая же фантастика, как и образ учёного-одиночки, работающего вдали от цивилизации. Чтобы сделать что-то практически полезное, нужно опираться на чужие исследования.
Теоретическая значимость | Практическая значимость |
---|---|
Открытие нового химического элемента | Создание нового сверхпрочного сплава на основе нового химического элемента, решающего проблему создания космического лифта |
Обнаружение нового вида бактерий | Создание бактериального лекарства для лечения онкологических заболеваний на поздних стадиях с подтверждённой пятилетней выживаемостью на уровне 95% |
Обнаружение новых когнитивных искажений | Разработка нового метода маркетингового воздействия на потребителей, увеличивающего средние показатели конверсии до 90% |
Поэтому на старте работы над дипломом важно определить проблему, а не только сформулировать тему исследования. Если ты пропустишь этот этап, будет сложно создать рабочий проект.
Проблемы и кейсы
Научные статьи часто далеки от реальных проблем бизнеса — и не только потому, что в некоторых публикациях нет ничего, кроме воды. Часть полезных статей похоронена в платных архивах издательств. Другие годами стоят в очереди на публикацию, безнадёжно устаревая к моменту выхода в открытый доступ. Можно набраться опыта, изучая и решая кейсы. Вот список полезных ресурсов:
- для маркетологов
- для стартаперов и бизнесменов
- для дизайнеров
- для айтишников
- для педагогов и медиков.
Кейсы — не художественная литература. Нет смысла читать их взахлёб и как можно больше. Лучше остановиться на одном и задуматься, что было сделано правильно, а где можно было бы найти более изящное решение.
Как доказать практическую значимость
Практическая значимость описывается по аналогии с научной новизной: нужны конкретика и убедительная аргументация. Решение необязательно должно быть инновационным: допустимо адаптировать чужой опыт к решению конкретной проблемы.
Работа с упором на практическую значимость может содержать уникальные специфические рекомендации, применимые только для конкретной компании/процесса/региона. В этом отличие практической значимости от научной новизны.
- Плохо
Полученные в ходе выполнения ВКР результаты могут быть использованы для увеличения эффективности коммерческой деятельности фирмы.
- Хорошо
В рамках выполнения ВКР был разработан план проведения маркетинговой кампании.
(краткое описание плана)
Маркетинговая кампания была реализована на практике.
(сроки проведения)
По итогам проведения кампании были достигнуты следующие результаты.
(описание результатов в цифрах)
Таким образом, была доказана практическая значимость предложенных автором рекомендаций.
Лучшее доказательство практической значимости работы — наличие документального подтверждения внедрения идеи. Тебе нужна справка о внедрении результатов исследования. Она выдаётся по месту прохождения преддипломной практики.
Стартап вместо диплома
Если пойти по пути максимальной прагматичности, то вместо обычного диплома можно защитить бизнес-проект. Такая возможность есть не в каждом вузе, и только для специальностей, которые находятся на стыке экономики и инженерии. Вот неполный список специальностей, где можно заняться запуском стартапа:
- Инноватика
- Наукоёмкие технологии и экономика инноваций
- Финансовый менеджмент
- Экономика и управление народным хозяйством
- Экономика и менеджмент
Бизнес-проекты принимают в 71 российском университете. Среди них СПбГУ, ИТМО, ДВФУ, ТПИ — повезло не только тем, кто учится в Москве. Стартап подойдёт максимальным практикам — тем, кому не интересно глубоко копаться в теории и осваивать искусство академического письма. Но диплом придётся защищать перед представителями бизнеса. Это значит, что отделаться фантастичным бизнес-планом не получится.