Урок 4 / Параграф 4
Принципы научной аргументации
Мы описали основные ошибки и принципы создания научного текста. Теперь поговорим о более глубоких вещах.
Классическая формула убеждения: ТЕЗИС — АРГУМЕНТ — ПРИМЕР
Научный стиль — это не про нагромождение сложных фраз, а определённая схема повествования. Задача текста курсовой работы — убедить читателя (научного руководителя) в том, что ты прав. Для этого нужно применять классическую формулу убеждения, придуманную ещё древнегреческими философами. Рассмотрим пример использования формулы:
- Тезис: «На сегодняшний день экономика Российской Федерации находится в состоянии кризиса».
- Аргумент: «Согласно официальным данным, размещённым в отчете Минэкономразвития РФ за 2018 год, наблюдается снижение реальных доходов населения на 20% по сравнению с 2017 годом, что оказывает негативное влияние на все сферы предпринимательской деятельности».
- Пример: «Так, крупнейшими продуктовыми ритейлерами (X5 Retail Group, Магнит, Ашан) было зафиксировано значительное снижение объёмов продаж ...».
Если ты выкидываешь из схемы тезис — становится непонятно, к чему ты всё это написал. Сразу переходить к примеру тоже нельзя. Наличие сильного аргумента убеждает читателя в том, что приведённый пример — не частный случай и не случайность, а следствие глобальной проблемы. Несоблюдение классической формулы научной аргументации неизбежно приведёт к таким придиркам научного руководителя:
- «А с чего вы это взяли?»
- «А зачем вы про это пишете?»
- «Кому это очевидно? Мне совсем не очевидно»
- «Всё переделать»
- «К чему про это тут?»
Такие замечания раздражают. Поэтому рассмотрим подробнее принцип применения формулы убеждения.
Как сформулировать тезис
Тезис — это кратко обозначенная идея, твоя основная мысль, которую нужно доказать в тексте курсовой.
Мы советовали начинать писать курсовую с подбора списка литературы, потому что невозможно сформулировать адекватный тезис, не разобравшись в сути проблемы. В курсовой работе ты идёшь от обратного. Сначала изучается состояние явления, а потом формулируется тезис, который у тебя точно получится аргументировать.
Именно тезисом является и твоё личное мнение. Если ты хочешь согласиться или не согласиться с чем-либо — ты должен подобрать аргументы.
Как аргументировать свою позицию
Один абзац — один аргумент
Аргумент — информация, доказывающая справедливость тезиса.
При выборе аргументов действуют те же правила, что и при отборе источников. Аргументация может занимать значительную часть текста курсовой работы. Хороший аргумент — это официальные данные Росстата или информация из документов на сайте Правительства РФ. Плохой аргумент — чьё-либо личное субъективное мнение, высказанное в СМИ или блоге.
Аргументом может быть только точная и достоверная информация. Если что-то можно аргументировать наглядно, используя цифры и графики — это обязательно нужно делать. Аргументом может быть и проведённое автором курсовой работы эмпирическое исследование, но только в том случае, если эксперимент был проведён корректно.
Как подобрать пример
Аргументы и примеры должны строго соответствовать основной идее курсовой работы
Пример — частный случай, усиливающий действие аргумента.
Личное мнение известного уважаемого человека, состояние дел какой-либо компании, описание конкретной ситуации — всё это может стать хорошим примером, доказывающим правоту автора. Пример является второстепенным звеном в формуле убеждения. С убедительными аргументами ты можешь обойтись и без него.
Нужно быть очень осторожным, приводя в качестве примера личное мнение авторитетного человека, даже учёного. Безусловно, мнение кандидата экономических наук о состоянии малого бизнеса в России будет весомым. Но является ли этот человек компетентным в вопросах пользы и вреда ГМО? Никто не может быть знатоком во всех областях, и каждый человек может ошибаться.
Оценим твой скилл научной аргументации.
Почему так важна формула убеждения
Использование формулы убеждения вместе с уже разобранными ранее правилами написания качественного текста курсовой гарантирует практически полное отсутствие придирок преподавателя.
Если ты будешь следовать этой формуле, текст курсовой работы будет чётким, ясным и логичным. Хорошие доказательства невозможно проигнорировать, а значит, и «завалить» тебя на защите будет уже не так просто. Даже если преподаватель очень строгий, и отношения с ним безнадёжно испорчены.
Любая твоя мысль, любое заключение и оценочное суждение должны быть аргументированы. Забудь о таком вводном слове как «общеизвестно» — без ссылки на источник и конкретных примеров это неизвестно никому. Именно поэтому нельзя использовать в тексте курсовой штампы. Если ты не можешь доказать в цифрах, что реклама — это двигатель торговли, то не пиши ничего подобного.
Формула убеждения работает не только в научных текстах. По этому принципу строятся самые удачные «продающие» тексты и качественные резюме.