Урок 4 / Параграф 3
Правила хорошего научного текста
Поговорим о том, как поднять качество курсовой работы на новый уровень.
Курсовая работа — это научный текст, подчиняющийся основным принципам научного дискурса. Следование определённым правилам поможет тебе не просто получить хорошую оценку, но и писать гораздо быстрее. Рассмотрим эти четыре правила.
Центральная идея курсовой работы
«Скелетом» курсовой работы являются её тема, основная проблема, цель и сфера изучения. Основная мысль автора по теме исследования формирует структуру и характер текста курсовой. За счёт этого достигается тесная взаимосвязь глав и параграфов. При отсутствии центральной идеи нередко возникает ситуация, когда каждый отдельный параграф написан хорошо, но всё вместе не складывается в одну работу, а преподаватель заставляет «переделать всё».
Весь текст курсовой работы должен подчиняться единой идее. Параграфы должны быть связаны между собой — итог одной части текста должен подводить к необходимости раскрытия темы следующего параграфа.
Объективность и отсутствие эмоций
В тексте курсовой работы недопустимы сарказм, высмеивание или субъективная оценка каких-либо явлений. Особенно осторожным нужно быть с политическими оценками. Да, ты можешь выразить согласие или несогласие — но для этого необходимо следовать основным принципам научной аргументации. Об этом мы поговорим дальше.
В курсовой работе лучше избегать острых формулировок и жёсткой критики существующих научных теорий. Особенно, если до написания курсовой работы ты не изучал ничего по теме исследования.
Не искажать факты
Часто найденная информация или результаты эмпирического исследования противоречат выдвинутой гипотезе и обнуляют всю предыдущую работу. Выясняется, что уже написанный текст противоречит реальности. Тогда автор начинает писать мутно и размыто, искажает факты, цитирует вырванные из контекста фразы, пытаясь выдать желаемое за действительное.
Если начать писать курсовую работу без предварительного анализа источников, то гипотеза и центральная идея могут оказаться некорректными. Переделывать половину работы обычно никто не хочет, поэтому начинаются игры с формулировками.
Пытаться хитрить подобным образом глупо — для преподавателя тема курсовой уже хорошо знакома, и подобные манипуляции вызовут только раздражение и пометку «переделать».
Начинать с главного
Когда становится лень анализировать сложную тему, возникает желание подробно описывать «базу». Вместо того, чтобы исследовать особенности диверсификации инвестиционного портфеля, студент посвящает 70% объёма курсовой определению понятия «инвестиция». В итоге сама тема курсовой раскрывается поверхностно или не раскрывается вовсе. Это ещё один вид «иллюзии продуктивности».
Описание классических определений и подходов не должно занимать больше одного параграфа. Нужно быстрее переходить к сути и акцентироваться на узкой теме исследования.
Соблюдение этих правил — гарантия сведения к минимуму возможных правок от преподавателя. Но и это ещё не всё.