Урок 3 / Параграф 4
Основа библиографии курсовой
Основу списка литературы курсовой работы составляют научные статьи.
Основу библиографии курсовой работы должны составлять эти три типа источников:
- нормативно-правовые акты и стандарты (ГОСТы, законы)
- учебники, книги и монографии
- статьи на русском и иностранных языках
Основным типом источников для написания курсовой работы являются именно статьи. Это правило касается не только курсовых работ — тоже самое можно сказать про дипломы или эссе. Статьи имеют шесть важных преимуществ перед другими источниками:
- статьи содержат самую актуальную информацию по теме
- статьи написаны кратко и по делу — без лишней воды
- статьи рассматривают специфические особенности темы исследования, в учебниках содержится общая базовая информация
- статьи легко искать
- большая часть статей российских исследователей находится в свободном доступе, и их можно читать бесплатно
- статьи проходят процедуру рецензирования — можно не сомневаться в качестве информации
В хорошем списке литературы статей должно быть 40-60% от общего количества источников. В очень хорошем списке литературы должно быть как минимум 2-3 статьи на иностранном языке. Чем больше, тем лучше.
Как определить авторитетность статьи
Статьи и научные журналы не равнозначны по своему статусу. Нужно учитывать уровень публикации:
-
Обычная научная статья. Чаще всего, это студенческие статьи, опубликованные в сборниках трудов конференций или в журналах с низкими требованиями. Такие статьи использовать можно, но относиться к ним стоит критично — попадается мусор.
-
Статья РИНЦ. Статьи РИНЦ наиболее многочисленны. Эти статьи проходят достаточно серьёзную проверку и их можно использовать без особых опасений.
-
Статья ВАК. К таким статьям предъявляются повышенные требования. Это очень серьёзные статьи, которым однозначно можно доверять.
Нельзя менять год публикации в списке литературы. Подлог в списке источников позволяет считать весь текст твоей работы плагиатом.
Существуют международные базы цитирования статей — Web of Science, Scopus и некоторые другие. Статьи и журналы с такой пометкой гарантируют высокое качество и достоверность информации.
Основное правило при использовании статей — поиск как можно более свежих. Отдавай преимущество статьям, опубликованным за последние 2-3 года. Если описываешь тренды и тенденции, то нужно использовать статьи не старше двух лет. Исключение составляют глубоко теоретические темы — в этом случае можно использовать статью, опубликованную 5-7 лет назад.
Учебники в списке литературы
Если в твоём списке литературы 10 учебников, один ГОСТ и 5 статей — это неудачный список литературы. Чрезмерного использования учебников при написании курсовой нужно избегать. Объясняем, почему увлекаться перефразированием учебников в курсовой — не самая лучшая идея:
- Информация из учебников поверхностная. Учебники — это начальный уровень изучения предмета. В учебниках можно найти определения, классификации и историю развития явления. Всё это можно найти и в статьях. Зато специфической узкоспециализированной информации по теме курсовой в учебнике ты, скорее всего, не найдёшь.
- Учебники издаются реже. На создание учебника нужно гораздо больше времени чем на публикацию статьи. В учебниках ты не найдёшь описания актуальных трендов или прорывных научных теорий.
Это не значит, что учебники не нужно читать. Учебники и тексты лекций — это фундамент твоего образования. Но действительно хорошим специалистом ты станешь, изучая актуальную информацию из свежих научных статей и профильных СМИ.
Теперь настало время разобраться с тем, как и где искать качественные научные статьи.