Урок 3 / Параграф 2
Работа с интернет-источниками
Использование «мусорных» источников способно убить курсовую работу и перечеркнуть все твои старания. Не важно, сколько у тебя процентов в антиплагиате, если курсовая написана с опорой на низкосортные интернет-источники.
Рассмотрим конкретный пример. Ты ищешь информацию по запросу «сущность правового государства» — из прошлого урока мы выяснили, что это идеальное название для пункта 1.1 курсовой.
Ни один из результатов запроса в поисковой выдаче нельзя использовать как источник для написания параграфа:
-
Этот источник — неавторитетный. Не ясно, кто автор текста, грамотно оформить цитирование будет сложно. Лучше найти первоисточник и работать с ним.
-
Это даже не источник, а обычная реклама. Ссылка на такой сайт может натолкнуть преподавателя на мысль, что курсовую ты писал не сам.
-
Все ответы на этом ресурсе написаны простыми пользователями, часто — школьниками. Не самая надёжная информация, использовать её не стоит.
-
На сайте указан первоисточник размещённой информации, но это книга за 2004 год. Стоит поискать что-то посвежее.
-
Википедия — отдельная история. Википедию можно почитать на досуге, но в научной работе такая ссылка — дурной тон. Об этом мы ещё поговорим.
Используя низкосортные ресурсы в качестве источников, ты рискуешь свести на нет все свои усилия.
Чем опасны низкосортные источники
У тебя мог возникнуть резонный вопрос: «Что не так с этими интернет-источниками? Почему это так важно?». Рассказываем, чем опасны мусорные источники:
- Информация может быть неверной. Тексты для сайтов часто пишут копирайтеры без профильного образования. В лучшем случае можно наткнуться на перефразированную научную статью. В худшем — это будет рерайт другой подобной статьи. Достоверность информации в таком случае искажается как в игре «испорченный телефон».
- Информация может быть неактуальной. Обычно дату публикации статьи на сайте определить просто невозможно. Добавь к этому возможность использования автором «древней» статьи в качестве источника и получишь абсолютно неактуальную информацию.
- Отсутствует теоретическая глубина. Даже если ты нашёл образовательный или научно-популярный ресурс с достоверной информацией, там ты не увидишь глубоких научных исследований. Научпоп-статьи слишком поверхностные — в них часто нет ничего кроме определений и парочки типологий. Всесторонне изучить тему не получится.
Использовать мусорные источники — это пустая трата времени
С мусорными источниками легко бороться. Есть пять признаков низкосортной информации — если нашёл совпадение хотя бы по одному из пунктов, то закрывай вкладку:
- не указаны первоисточники представленной информации
- невозможно определить авторов статьи
- невозможно определить дату публикации статьи и возраст первоисточника
- сайт является биржей для заказа курсовых
- экспертность автора ничем не подтверждается
Но, не каждый интернет-источник — мусорный. Поговорим о том, какие источники использовать можно.
Как выбрать интернет-источники
Далеко не все интернет-источники плохие. Многие из них не только можно, но и нужно использовать. Некоторые темы невозможно раскрыть, изучая только статьи из научных журналов и учебники.
Можно использовать:
- материалы информационных агентств
- материалы авторитетных СМИ
- материалы профильных авторитетных интернет-ресурсов
- материалы, размещённые на официальных сайтах компаний
- материалы Росстата, сайтов государственных органов, налоговых и правовых баз
Нельзя использовать:
- информацию из блогов
- информацию из комментариев в социальных сетях и на форумах
- информацию из ответов пользователей на сайтах формата «вопрос-ответ»
- материалы развлекательных ресурсов
- статьи без подтверждённого экспертного авторства и даты публикации
- научную информацию, размещённую без указания первоисточников и имён авторов
- данные из Википедии
- информацию из готовых рефератов и курсовых работ
- материалы из справочного раздела бирж студенческих работ
Чтобы закрепить теорию на практике потренируемся выбирать интернет-источники.
Почему нельзя использовать Википедию
Википедия не гарантирует истинность
Мы ничего не имеем против Википедии — её можно читать для беглого знакомства с темой исследования. Но ссылаться на этот ресурс в научной работе нельзя.
Википедия обладает свойствами мусорного источника:
- Автором статьи на Википедии может быть кто угодно. Автор может случайно допустить ошибку, или неверно перевести иностранную статью и написать бред. Может быть, автор — адепт течения «Плоская Земля» и распространяет лженаучные факты. Определить качество научной информации, когда ты ещё не специалист — сложно.
- Информация может быть устаревшей. Если тема непопулярная или очень узкая, то статья может не обновляться годами. Твоя цель — искать максимально актуальные и свежие данные.
- Информация на «Википедии» поверхностная. Статьи на «Википедии» не отличаются глубиной. Ничего, кроме определения и краткой исторической справки, ты там не найдёшь.
Важно помнить: Интернет-источники, перечисленные выше, не должны составлять более 30% твоего списка литературы.