Урок 7 / Параграф 3

Оформление изображений и таблиц

Иллюстративный материал — важная часть курсовой работы. Но без правильной подачи ничего хорошего не выйдет.

Таблицы, рисунки и графики — всё это ассоциируется с хорошей курсовой работой. На практике часто получается так, что таблицы и диаграммы выглядят настолько ужасно и уныло, что становятся слабым звеном, вместо того чтобы выводить работу на новый уровень. Особенно опасны в этом отношении таблицы — их очень легко сделать просто отвратительными.

Работаем с таблицами

В хорошей курсовой таблиц может быть много — это достаточно простой и удобный инструмент визуализации данных. Таблицы нужны не только экономистам и технарям, у которым много расчётов и чисел. В таблицах можно компактно разместить массивный объём текста — например, если нужно что-то сравнить или классифицировать. И тут стоит учесть несколько нюансов:

  • Таблицы не должны быть огромными. Да, велик соблазн раздуть объём курсовой за счёт специфического оформления таблиц, но это очень очевидная и раздражающая уловка. Оптимально — использовать в таблицах одинарный интервал и шрифт 12 пт.
  • Если важных данных всё-таки очень много, и таблица получается огромной даже с адекватным оформлением, то не нужно мельчить — такую таблицу смело выносим в приложения. В тексте курсовой можно оставить мини-версию основной таблицы — с самыми важными данными, без которых просто никак. Старайся не делать таблиц, объём которых превышает половину листа.
  • Таблицы можно переносить на другую страницу. В этом случае, копируется шапка таблицы и в её описании указывается просто «Продолжение таблицы №...». Если не хочется разбивать таблицу на два листа, то можно расположить всю таблицу целиком, но на следующей странице. Так делать можно, но что именно выбрать — разбивку или перенос, нужно решать в зависимости от конкретной ситуации. Главное в этом случае — простота восприятия данных.

В таблицах используется шрифт Times New Roman

Текстовые таблицы можно делать сразу в текстовом редакторе. Если нужно считать, то лучше воспользоваться Microsoft Excel или его аналогами. К примеру, бесплатными Google Таблицами.

Отдельно отметим важное правило, которое касается числовых таблиц: в любой непонятной ситуации старайся сокращать объёмы. Если не важна огромная точность — округляй до 1-2 знаков после запятой. Если речь идёт о миллионах рублей — сделай в названии таблицы пометку «в млн» и пиши в ячейках, к примеру, «1,2» вместо семизначных чисел (1 200 000).

ПЛОХО
ХОРОШО

Изображения в курсовой

Всегда сохраняй файлы с расчётами и диаграммами. Удалять их после защиты тоже не стоит — возможно, в будущем ты сможешь использовать свои наработки

Для начала отметим, что можно выделить три типа изображений, которые могут оказаться в курсовой:

  1. Просто иллюстрации. Например, элементы фирменного стиля компании, изображения объекта исследования или фотографии значимых личностей (если это позволяет контекст). Тут всё просто — главное помнить об уместности иллюстраций, и не делать их слишком большими.
  2. Схемы. Схемы могут выступать как способ описания процессов или как замена текстовых таблиц.
  3. Графики и диаграммы. Лучший способ избавиться от громоздких таблиц — создать график. Это лучший способ представления численных данных, в том случае, если очень важно показать динамику изменений. Мы уже говорили об этом ранее, и повторим ещё раз.

С иллюстрациями всё понятно, а вот про схемы и графики поговорим подробнее.

Научная инфографика

Схемы, графики и диаграммы можно назвать научной инфографикой. Инфографика — достаточно эффективный инструмент визуальной коммуникации, и это её свойство можно и нужно использовать чтобы сделать свою курсовую работу ещё лучше.

Диаграммы и графики проще всего сделать сразу в Excel или Google Таблицах. Если говорить о программном обеспечении от Microsoft, то мы советуем использовать свежии версии. В крайнем случае — не старше 2013 года. В новых версиях ПО больше возможностей, и есть стильные минималистичные шаблоны оформления. Экспериментируй с форматами и размерами, и помни, что во всей курсовой нужно использовать единый стиль.

Поговорим о схемах. Схемы можно сделать двумя способами:

  1. Стандартными средствами. В любом серьёзном текстовом редакторе есть возможность вставки специальных элементов — прямоугольников, линий, стрелок и всего прочего, из чего можно составить блок-схему. Это неплохой вариант, если схем в курсовой намечается немного. Если же их планируется больше, чем одна или две, то стоит переходить к способу номер два.
  2. Используя сторонние приложения. Это, во-первых, быстрее, во-вторых, получится серьёзно и эффектно.

С иллюстрациями всё понятно, а вот про схемы и графики поговорим подробнее.

Раз уж речь зашла о приложениях, то подскажем несколько неплохих вариантов. Можно использовать Lucidchart. Преимущества сервиса — простота использования, множество шаблонов оформления и возможность экспорта созданной схемы в в форматы Microsoft Visio, PDF, PNG и JPG. Главный недостаток — бесплатная версия ограничена в функционале, а платная довольно дорогая. Ещё есть мобильная версия (и для Android, и для iOS).

Полноценный бесплатный аналог — Draw.io. Редактор создания блок-схем выглядит точно также, как и у Lucidchart, но готовые шаблоны больше подходят для бизнес-задач. Для курсовой, скорее всего, придётся рисовать самому.

Теперь ты знаешь, как оформить таблицы и рисунки так, чтобы не было стыдно.

Поможем составить список литературы для курсовой🚀 ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ