Урок 7 / Параграф 1

Зачем оформлять курсовую

В этом курсе мы много говорили о том, что самое главное — это смысл курсовой работы. Однако, в большинстве российских вузов огромное значение уделяют оформлению, и с этим нельзя не считаться.

Имеет ли значение оформление работы по ГОСТ на самом деле — вопрос риторический. С одной стороны, правила оформления нестабильны, с другой — кривая и косая работа действительно смотрится несерьёзно и не вызывает доверия. Прежде чем перейти к обсуждению серьёзных вопросов, отметим несколько очень важных моментов:

  1. Не существует никакого «стандартного оформления». Да, есть ГОСТ, но, как показывает практика, представления об идеальном оформления в каждом вузе свои. Всегда ищи требования своего вуза, а желательно — той кафедры, где будут проверять курсовую работу.

  2. Правила оформления постоянно меняются. Методички перепечатывают по несколько раз в год, поэтому прежде чем приступать к оформлению несколько раз перепроверь, что методичка, которую ты нашёл — самая свежая.

  3. Даже если на кафедре требуют сдавать работу только в версии для Word 1995 года, всегда одновременно отправляй копию работы в формате PDF. На распечатку работу тоже нужно нести именно в этом формате — это гарантия того, что твоё идеальное оформление не расползётся по швам. И только так ты сможешь доказать преподавателю, что проблема действительно в его компьютере, а не в тебе.

Как ты уже понял, ты можешь быть бесконечно прав, но всегда нужно готовить доказательства заранее.

Самые грубые ошибки в оформлении курсовой

Есть три возможных состояния курсовой — она может быть оформлена строго по требованиям, просто адекватно, или отвратительно. Поговорим о том, как избежать варианта с отвратительным оформлением:

  • Добейся единообразия. На первый взгляд, это безумно очевидное правило, но каждая вторая работа сдаётся со скачущим размером или типом шрифта. Такого быть не должно. Следи за шрифтом, интервалом и стилем подписей к изображениям и таблицам, оформлением заголовков глав и параграфов — во всей работе одни должны быть выполнены в едином стиле.
  • Добавь абзацы. Без абзацных отступов текст смотрится неструктурированным — проставить их не сложно, и это гарантированно сделает твою работу приятнее глазу проверяющего.
  • Выравнивание по ширине и только. Такой тип выравнивания автоматически делает текст визуально аккуратным. Это придаёт работе некую строгость и профессионализм. Если ты откроешь тексты диссертаций, то увидишь там именно такое форматирование текста.
  • Избавься от огромных отступов до и после абзацев. Конечно, благодаря отступам нужные 30 страниц текста набегут немного раньше (скорее всего, ты выиграешь целую страницу, или даже две), но такая манипуляция с текстом смотрится довольно дёшево.
  • Сделай нормальное оформление подстрочных ссылок. Там должен быть такой же шрифт, как и в основной части работы, абзацы, и выравнивание по ширине. Единственное «но» — шрифт в сносках будет мельче.

О том, как именно все оформить, мы поговорим дальше. А пока ответим на главный вопрос этого параграфа.

Значение оформления

Есть один очень известный фразеологизм, который ты наверняка уже слышал, и не один раз: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Эта фраза как нельзя точно описывает значение оформления. Не только курсовой работы, и даже не только любых других учебных работ — это касается и твоего резюме, и отчётов, которые придётся делать по работе в будущем.

Да, работа может быть даже оформлена не по ГОСТ, и не по методичке твоего вуза. Но она должна быть оформлена. Неряшливое оформление неизбежно вызовет у научного руководителя или комиссии впечатление, что твоя работа какая-то «не очень». Логика преподавателей простая: если человек не в состоянии отформатировать текст, то о каких научных исследованиях и тяжёлых расчетах может идти речь? Злиться на преподавателей не нужно — им приходится проверять десятки курсовых одновременно, и именно косяки в оформлении бросаются в глаза первыми. До смысла работы дело может даже не дойти.

Значение оформления можно сравнить со значением упаковки товара. Представь, что ты выбираешь из двух, абсолютно одинаковых по цене и объёму, бутылок обычной питьевой воды. Какую ты выберешь — в стильной красивой упаковке, или невзрачную, с отклеивающейся этикеткой?

Оформление можно считать неким элементом маркетинга твоего научного исследования — это, с одной стороны, и необязательно, а с другой — безумно важно.

Поможем составить список литературы для курсовой🚀 ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ