Урок 8 / Параграф 2
Ошибка планирования
Нормально сделать курсовую (и вообще нормально учиться) тебе будут мешать не только внешние обстоятельства, но и внутренние. Но, если разобраться с мусорными источниками можно с помощью чек-листа, то вот разобраться с собственными когнитивными искажениями уже сложнее.
Когнитивные искажения — это систематические ошибки мышления. От когнитивных искажений никто не застрахован. Нерациональные поступки свойственны и студентам-первокурсникам, и владельцам международных корпораций, и докторам наук. Но это не значит, что бороться с когнитивными искажениями невозможно.
Временной парадокс
70% студентов неверно оценивают необходимое на выполнение работы количество времени
Ошибка планирования — одно из самых распространенных когнитивных искажений. Суть ошибки планирования заключается в том, что люди склонны недооценивать необходимое время выполнения работы. Тебе кажется, что там всего-то на часок, а в итоге на часах три часа ночи, и всё ещё абсолютно ничего не готово. Косяки вылезают то тут, то там, и ты понимаешь, что оставлять домашнюю работу на последний вечер было ошибкой. Но через неделю всё повторяется заново.
То же самое и с курсовыми работами — даже самые прилежные студенты (которые начинают писать курсач не в последнюю ночь) всё равно недооценивают объём работы, свои силы и необходимое время. Да, они успевают написать курсовую, но на дополнительные фишечки времени не остаётся, и в итоге это убивает мотивацию к учёбе не меньше, чем горящий дедлайн.
Борьба с ошибкой планирования
С ошибкой планирования действительно сложно бороться — часто не помогает даже опыт выполнения аналогичных работ. Но сложно — не значит невозможно, что мы уже не раз доказывали в рамках этого курса. Итак, эти три уловки помогут тебе избежать ошибки планирования:
-
Метод «взгляд снаружи». Парадоксально, но вместо того, чтобы думать о каждой мелочи в отдельности, представь чужую готовую курсовую (очень хорошую). Эксперименты Роджера Бюлера показали, что когда мы пытаемся оценить масштаб чужой работы, о деталях выполнения которой мы не знаем ничего, мы более точны в определении сроков её выполнения.
-
Правильный самоанализ. Правильный — потому что в адекватной оценке собственного опыта нам мешают уже другие когнитивные искажения. Если ты уже делал курсовую, и делал её довольно медленно, то велик соблазн свалить временные задержки на внешние обстоятельства (и ждать, что ничего подобного в этот раз не произойдёт). Но это так не работает. Стоит признать, что, скорее всего, ты прокрастинировал, да и от новых чрезвычайных происшествий ты вовсе не застрахован.
-
Не выдавать желаемое за действительное. Приятно думать, что закончишь курсовую к следующим выходным — ведь именно на эти выходные запланировано столько интересных дел.
Самое главное — добавить несколько дней к запланированному сроку. Это правило работает абсолютно всегда, чтобы ты не делал. Ощущение наличия запаса времени, во-первых, снизит тревогу, а сам временной резерв в итоге спасёт тебя, когда форс-мажор всё-таки неожиданно произойдёт.
Всегда помни о законе Мёрфи. Если какая-нибудь неприятность может произойти, она обязательно случится, поэтому нужно быть во всеоружии.