Урок 3 / Параграф 3

Стратегические коммуникации

Общение с научным руководителем — возможность подтянуть навыки деловой коммуникации.

Продуктивная и безболезненная работа над дипломом возможна только в одном случае — если с научным руководителем будут налажены партнёрские отношения. Успешный диплом рождается только внутри модели win/win, она же — стратегия сотрудничества.

Суть стратегии win/win

Стратегия win/win — стратегия, при которой обе стороны оказываются в выигрыше и получают больший профит, чем при «классическом» подходе.

С классической точки зрения, конфликт или переговоры — игра с нулевой суммой, где обязательно есть проигравшая lose-сторона. Игра с нулевой суммой — это игра антагонистов, где победитель получает всё, а проигравший оказывается в ситуации тотального фаталити. На практике такие ситуации практически невозможны.

  • Если ты получил большую скидку, то продавец не остается в проигравших — он избавился от залежавшегося товара и получил прибыль.
  • Ты договорился о повышении зарплаты? Значит, начальник сохранил специалиста внутри компании или сэкономил ресурсы на поиск, адаптацию и обучение кого-то нового.

Общение с руководителем (не только с научным) часто скатывается к стратегии компромисса. Компромисс — это lose/lose, и это заведомо проигрышный путь. Типичная история: ты выбрал тему, а научному руководителю она не нравится, при этом тема, которой горит научник, не нравится тебе. Вместо того, чтобы искать точки соприкосновения, вы решаете выбрать что-то «нейтральное». В итоге, компромиссная тема никому из вас не интересна, диплом не пишется.

Общение с руководителем и любые коммуникации внутри университета больше напоминают модель «воспитатель/ребёнок». Такую вариацию «win/lose» навязывают некоторые преподаватели, но часто и ты сам соглашаешься со своей пассивной ролью, снимая с себя часть ответственности. Сотрудничество — единственная адекватная стратегия совместной работы двух взрослых людей, объединённых общей целью.

Токсичные стратегии

Общение с невыносимыми преподавателями строится на использовании токсичных стратегий коммуникации. Именно поэтому работать с такими личностями так тяжело.

  • Lose/lose — модель отношений с Неорганизованным и Пассивным. Как понятно из названия, такой научный руководитель будет вести тебя прямо в пропасть с твоего негласного согласия. Но, если вовремя взять себя в руки, то можно достичь win-позиции в ваших отношениях.
  • Win/lose — Креативный, Занятой, Абсурдист и Токсичный (по степени давления на студента). Креативный — единственный типаж, где возможен переход в стратегию сотрудничества, но только если вы на одной волне, а ты можешь быть крайне упёртым.

Не надейся, что из lose/lose ты легко выйдешь победителем. Это потребует огромных усилий, а научный руководитель может превратиться в раздражающий балласт. К чему ведёт распыление усилий описано в параграфе «Многозадачности не существует».

Потенциальные потери можно оценить с помощью калькулятора эффективности. Если диплом — одна задача, а война с научным руководителем — вторая, ты потеряешь минимум 20% времени и сил. На самом деле больше. На диплом останется меньше половины твоих ресурсов, пока ты будешь играть и за автора, и за руководителя.

Как играть по модели win/win

На пути к стратегии win/win лежит проблема, возникшая в общении с научным руководителем. Проблема — это болезнь, где недостаточно борьбы с её симптомами. Нужно бороться с причиной, а не со следствием.

win 1
win 2
Твоя текущая позиция
Текущая позиция руководителя
Проблема
Причины: почему возникла проблема?
Тактики: как можно устранить причины возникновения проблемы?
В чём заключается ваш общий выигрыш?

Кроме внешних факторов, на твою позицию влияет базовая переговорная стратегия — свойственный тебе тип поведения в конфликтах. Типичная проблема, вгоняющая в lose-позицию — страх. Предпосылки могут отличаться: неуверенность в себе, статус преподавателя или уверенность, что преподаватель завалит на защите, если начать с ним спорить.

Рассмотрим сложный кейс. Валентин не стал читать статьи преподавателя и слишком поздно понял, что он и его научный руководитель — непримиримые соперники в научном споре. Валентин находится в lose-позиции, потому что он боится высказать своё несогласие. Руководитель в выигрышной позиции: на его стороне власть и авторитет. Есть три варианта развития ситуации:

  1. Валентин может смириться: он будет писать диплом так, чтобы научному руководителю всё понравилось. Работа будет раздражать. Хорошего диплома всё равно не получится — Валентину не захочется по-настоящему вникать в суть. Это игра по модели lose/win.

  2. Валентин может пойти на конфликт. Руководствуясь принципом «Мой диплом — мои правила», он пишет так, как считает нужным. Научный руководитель раз за разом разносит диплом Валентина в пух и прах. На защиту снова попадает не самый лучший диплом. Это — win/lose.

  3. Валентин поступает хитрее. Он предлагает рассмотреть тему с нескольких сторон. В процессе работы над дипломом рождается новый взгляд на решение проблемы. Результаты исследования публикуются в совместной статье. В выигрыше остались обе стороны, получив в итоге нечто более ценное, чем удовлетворение собственного эгоизма.

Практически всегда есть шанс начать играть по win/win, но никто не сказал, что будет легко. Ищи возможности, пока другие ищут отговорки.

Level completed

Невероятно — ещё один уровень пройден. Теперь тебе понятны главные принципы игры: собственный опыт важнее чужих предрассудков, а дипломатия эффективнее оружия.

Поможем составить список литературы для диплома🚀 ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ