Урок 3 / Параграф 2

Алгоритм поиска руководителя

Работа над дипломом — это игра с альтернативными концовками, где от успеха в поиске научного руководителя зависит развитие сюжета.

Для победы нужна успешная стратегия и хитроумные тактики нейтрализации врага. Чтобы не превратить прохождение в хоррор, действуй по алгоритму. Инструкция состоит из семи шагов:

  • поиск направления исследования
  • определение потенциальных тем
  • составление чёрного списка преподавателей
  • формирование белого списка — самые желанные кандидаты в научные руководители
  • оценка преподавателей из белого списка
  • выбор научного руководителя
  • установление контакта

Обычно выбор руководителя происходит интуитивно: после долгих бессистемных размышлений ответ внезапно приходит сам собой. Мы выступаем против хаотичного планирования, поэтому составили чек-лист оценки совместимости с научным руководителем.

Критерий Значение
Появление этого преподавателя на горизонте не вызывает у тебя приступ паники х4
В списке публикаций преподавателя есть статьи на интересующую тебя тему (или близкие к ней) х5
У тебя есть опыт взаимодействия с преподавателем, и все подводные камни хорошо известны х3
У преподавателя уже есть опыт научного руководства (и у этих студентов всё было ок) х2
У преподавателя ещё есть свободные места на дипломное руководство х5

Зона комфорта

Не проверяй спорный тезис о необходимости выхода из зоны комфорта, выбирая научного руководителя. Вспомним теорию потока: страх всегда демотивирует и приводит к прокрастинации.

Выбирать в научные руководители устрашающего преподавателя с целью «держать себя в тонусе» — ловушка. Вместо дополнительной причины делать всё вовремя и хорошо, получишь серьёзное препятствие.

Интересы преподавателя

Преподаватели не могут и не должны разбираться во всех темах сразу. Поэтому не стоит идти к специалисту по корпоративной культуре с целью проводить в дипломе маркетинговое исследование рынка люксовой косметики. Есть два способа понять, чем увлекается понравившийся профессор.

  1. На сайте кафедры или университета будет раздел с научной биографией сотрудников. Там есть всё, что нужно: от темы диссертации до списка публикаций и написанных книг.

  2. Воспользоваться Google Scholar. Советуем сразу переходить к этому способу: это быстрее, и тут можно прочесть статьи и оценить точку зрения преподавателя.

Выбор научного руководителя с альтернативной точкой зрения — повышенный уровень сложности. Перспективность такого сотрудничества зависит от способности к научной рефлексии. Если не воспринимать друг друга как врагов, есть шанс подобраться к научной истине.

Не доверяй отзывам

Главное, что нужно запомнить: полагайся на свои ощущения, а не на чужие отзывы. И это касается не только выбора научного руководителя. Отзывы — это искаженная реальность.

  • Люди транслируют негатив. Вспомни себя: если всё прошло гладко, ты вряд ли побежишь писать о своих впечатлениях. Тоже самое касается и мнений о работе с преподавателем — единичный конфликт будут вспоминать еще несколько лет.
  • Игра в одни ворота. Проблему раздували обе стороны, но мнение преподавателя о бывшем выпускнике ты вряд ли узнаешь.
  • Демонизация оппонента. Преподаватель кажется нормальным, но кто-то рассказывает о его невероятной неадекватности? Дыма без огня не бывает: скорее всего студент действительно сделал что-то не так. Самая популярная причина разноса на пустом месте — подозрения преподавателя в покупке диплома.
  • Все люди разные. Мы не зря поставили психологическую совместимость на первое место. Проблемный или слишком строгий для большинства преподаватель может быть идеальным руководителем для тебя. Если ты уверен, что с этим человеком тебе комфортно общаться и работать, не обращай внимания на чужие предрассудки. И наоборот — если тебе не нравится преподаватель, от которого все в восторге, не спеши менять своё мнение.

Проще говоря, стоит пойти по пути интуиции и начать жить своим умом.

Питчинг проекта

Итак, ты определился с желаемым научным руководителем и тебе есть что ему предложить. На этом этапе есть риск совершить роковую ошибку, невовремя попытавшись попасть к преподу в пажи.

  • Правильно: Добрый день, (имя преподавателя)! В этом году мы пишем дипломную работу и сейчас ищем научных руководителей. Я бы хотел узнать, можно ли мне писать диплом с вами? Мне интересно (направление исследования), мне понравились ваши статьи на эту тему. У меня уже есть идеи и наработки.
  • Провально: А к вам можно на диплом записаться?

Чтобы добиться своего, предложение должно быть ясным, кратким и обоснованным. Это маркетинг — нужно сгенерировать ценность товара для потребителя, тогда спрос возникнет сам.

Искусство подцепить инвестора за 15 секунд называется питчингом. Между научным руководителем и бизнес-ангелом больше общего, чем кажется на первый взгляд. Экспертная поддержка — не менее ценная инвестиция, чем деньги.

По аналогичным принципам строятся сопроводительные письма к резюме и коммерческие предложения. У адресата не должно возникнуть недопонимания: замотивируй, а не введи в ступор. Минимизируй необходимые усилия второй стороны — никто не хочет тратить время на решение чужих проблем.

Научись презентовать себя одной фразой.

Поможем составить список литературы для диплома🚀 ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ