Урок 3 / Параграф 2
Алгоритм поиска руководителя
Работа над дипломом — это игра с альтернативными концовками, где от успеха в поиске научного руководителя зависит развитие сюжета.
Для победы нужна успешная стратегия и хитроумные тактики нейтрализации врага. Чтобы не превратить прохождение в хоррор, действуй по алгоритму. Инструкция состоит из семи шагов:
- поиск направления исследования
- определение потенциальных тем
- составление чёрного списка преподавателей
- формирование белого списка — самые желанные кандидаты в научные руководители
- оценка преподавателей из белого списка
- выбор научного руководителя
- установление контакта
Обычно выбор руководителя происходит интуитивно: после долгих бессистемных размышлений ответ внезапно приходит сам собой. Мы выступаем против хаотичного планирования, поэтому составили чек-лист оценки совместимости с научным руководителем.
Критерий | Значение |
---|---|
Появление этого преподавателя на горизонте не вызывает у тебя приступ паники | х4 |
В списке публикаций преподавателя есть статьи на интересующую тебя тему (или близкие к ней) | х5 |
У тебя есть опыт взаимодействия с преподавателем, и все подводные камни хорошо известны | х3 |
У преподавателя уже есть опыт научного руководства (и у этих студентов всё было ок) | х2 |
У преподавателя ещё есть свободные места на дипломное руководство | х5 |
Зона комфорта
Не проверяй спорный тезис о необходимости выхода из зоны комфорта, выбирая научного руководителя. Вспомним теорию потока: страх всегда демотивирует и приводит к прокрастинации.
Выбирать в научные руководители устрашающего преподавателя с целью «держать себя в тонусе» — ловушка. Вместо дополнительной причины делать всё вовремя и хорошо, получишь серьёзное препятствие.
Интересы преподавателя
Преподаватели не могут и не должны разбираться во всех темах сразу. Поэтому не стоит идти к специалисту по корпоративной культуре с целью проводить в дипломе маркетинговое исследование рынка люксовой косметики. Есть два способа понять, чем увлекается понравившийся профессор.
-
На сайте кафедры или университета будет раздел с научной биографией сотрудников. Там есть всё, что нужно: от темы диссертации до списка публикаций и написанных книг.
-
Воспользоваться Google Scholar. Советуем сразу переходить к этому способу: это быстрее, и тут можно прочесть статьи и оценить точку зрения преподавателя.
Выбор научного руководителя с альтернативной точкой зрения — повышенный уровень сложности. Перспективность такого сотрудничества зависит от способности к научной рефлексии. Если не воспринимать друг друга как врагов, есть шанс подобраться к научной истине.
Не доверяй отзывам
Главное, что нужно запомнить: полагайся на свои ощущения, а не на чужие отзывы. И это касается не только выбора научного руководителя. Отзывы — это искаженная реальность.
- Люди транслируют негатив. Вспомни себя: если всё прошло гладко, ты вряд ли побежишь писать о своих впечатлениях. Тоже самое касается и мнений о работе с преподавателем — единичный конфликт будут вспоминать еще несколько лет.
- Игра в одни ворота. Проблему раздували обе стороны, но мнение преподавателя о бывшем выпускнике ты вряд ли узнаешь.
- Демонизация оппонента. Преподаватель кажется нормальным, но кто-то рассказывает о его невероятной неадекватности? Дыма без огня не бывает: скорее всего студент действительно сделал что-то не так. Самая популярная причина разноса на пустом месте — подозрения преподавателя в покупке диплома.
- Все люди разные. Мы не зря поставили психологическую совместимость на первое место. Проблемный или слишком строгий для большинства преподаватель может быть идеальным руководителем для тебя. Если ты уверен, что с этим человеком тебе комфортно общаться и работать, не обращай внимания на чужие предрассудки. И наоборот — если тебе не нравится преподаватель, от которого все в восторге, не спеши менять своё мнение.
Проще говоря, стоит пойти по пути интуиции и начать жить своим умом.
Питчинг проекта
Итак, ты определился с желаемым научным руководителем и тебе есть что ему предложить. На этом этапе есть риск совершить роковую ошибку, невовремя попытавшись попасть к преподу в пажи.
- Правильно: Добрый день, (имя преподавателя)! В этом году мы пишем дипломную работу и сейчас ищем научных руководителей. Я бы хотел узнать, можно ли мне писать диплом с вами? Мне интересно (направление исследования), мне понравились ваши статьи на эту тему. У меня уже есть идеи и наработки.
- Провально: А к вам можно на диплом записаться?
Чтобы добиться своего, предложение должно быть ясным, кратким и обоснованным. Это маркетинг — нужно сгенерировать ценность товара для потребителя, тогда спрос возникнет сам.
Искусство подцепить инвестора за 15 секунд называется питчингом. Между научным руководителем и бизнес-ангелом больше общего, чем кажется на первый взгляд. Экспертная поддержка — не менее ценная инвестиция, чем деньги.
По аналогичным принципам строятся сопроводительные письма к резюме и коммерческие предложения. У адресата не должно возникнуть недопонимания: замотивируй, а не введи в ступор. Минимизируй необходимые усилия второй стороны — никто не хочет тратить время на решение чужих проблем.