Урок 2 / Параграф 3
Проверка темы ВКР
Лучший способ проверить выбранную тему ВКР — применить навыки стратегического анализа.
- обоснование актуальности, теоретической, практической или социальной значимости темы
- определение проблемы исследования
- предварительная формулировка цели исследования
- определение видения пути решения проблемы
Выбрать тему — значит проработать предварительный план дипломного исследования. Этап можно считать успешно завершённым, если стало понятно, о чём ты будешь писать и что для этого нужно.
SWOT-анализ темы
Выбирая тему исследования, худшее, что ты можешь сделать — принять необдуманное решение. C помощью SWOT-анализа можно провести экспресс-оценку темы диплома.
SWOT-анализ — инструмент стратегического планирования, ставший популярным далеко за пределами бизнес-среды за счёт своей универсальности. SWOT-анализ помогает сфокусироваться на конкретной проблеме и рассмотреть её с нескольких сторон.
S — Strengths Оцени свои сильные стороны и имеющиеся ресурсы. Вычисли всё, что поможет тебе в процессе исследования. |
W — Weakness Никто не идеален, даже ты. Найди свои слабые места. Трезво оцени, каких знаний, навыков и ресурсов тебе не хватает. |
---|---|
О — Opportunities Работа над дипломом должна принести практическую пользу, а не только пятёрку на защите. Какие потенциальные возможности открывает тема? |
Т — Threats Отсутствие информации в открытом доступе, негативное отношение преподавателя — внешние угрозы. Бороться с угрозами сложно, нужно заранее взвесить все «за» и «против». |
Чтобы было проще, можешь воспользоваться нашим шаблоном матрицы SWOT-анализа.
Представим Анатолия, студента факультета информационных технологий обычного регионального вуза, который хочет выбрать себе актуальную тему диплома. Главный критерий — выбрать нужно что-то такое, что пригодится в жизни. У Анатолия есть опыт работы в техподдержке онлайн-магазина. Главным своим минусом молодой человек считает недостаточно высокое знание английского (приходится часто пользоваться переводчиком). Анатолию показалась интересной тема применения машинного обучения в электронной коммерции.
S — Strengths
1. Опыт работы в сфере e-commerce — Анатолий знает изнутри, как и что тут работает.
2. Анатолий очень способный. Он быстро учится, шарит в математическом моделировании и знает несколько языков программирования.
W — Weakness
1. Значительный пласт источников по теме машинного обучения до сих пор не переведён на русский язык.
2. На выполнение диплома осталось не так много времени (всего чуть больше месяца).
О — Opportunities
1. На популярном портале по поиску работы несколько тысяч вакансий, где требуются навыки построения моделей машинного обучения.
2. Машинное обучение и искусственный интеллект — технологии будущего, тема быстро не устареет.
3. Много свежих источников в открытом доступе. За 2019 год в КиберЛенинке было опубликовано более полутора тысяч статей на нужную тему.
4. Существует свободно распространяемое ПО и безумное количество туториалов.
Т — Threats
1. Трудности с поиском научного руководителя. Никто на кафедре не занимается вопросами машинного обучения всерьёз.
2. На кафедре отсутствует необходимое ПО.
3. У Анатолия нет возможности посещать полезные тематические мероприятия, которые проходят в крупных городах.
Матрица помогает наглядно оценить соотношение позитивных и негативных факторов: поводов выбрать эту тему гораздо больше, чем поводов отказаться от неё. Некоторые факторы из поля Opportunities и вовсе нейтрализуют слабые стороны Анатолия. Работа над дипломом может помочь и с изучением английского: он всё равно пригодится для работы, и лучше начать подтягивать свои скилы ещё будучи студентом.
Вывод: тема классная, её стоит выбрать. Но только в том случае, если Анатолий готов много работать и соблюдать базовые правила тайм-менеджмента.