Урок 2 / Параграф 2
Актуальность темы диплома
В отличие от введения к курсовой, введение в дипломной работе — важный и серьёзный раздел, требующий глубокой проработки уже в самом начале пути. Первое, что нужно сделать — определить актуальность темы.
ТЕЗИС
АРГУМЕНТ
ПРИМЕР
Чтобы понять, как доказать актуальность, вспомним формулу научной аргументации. О ней мы подробно говорили в КиберКурсаче (Урок 4 «Работа с текстом» / 4.4 «Принципы научной аргументации»).
Для доказательства актуальности, компоненты формулы меняются местами: сначала идут аргументы и примеры, только потом тезис. Тезис — та самая шаблонная фраза: «таким образом, обуславливается актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы».
Актуальность диплома с практическим уклоном упирается в финансовый эффект. Если решение проблемы увеличит прибыль — тема актуальна. Это условие касается и технических работ. Ценность увеличения КПД системы — в оптимизации расходов, а не только в крутом подъёме показателей на графиках.
Актуальность теоретического диплома определить сложнее — нужно оценивать потенциальный вклад в развитие направления исследования. Если речь идёт о фундаментальной науке, особое значение имеет научная новизна: либо ранее не имела места такая постановка вопроса, либо автор предлагает кардинально новый подход к решению проблемы.
В некоторых случаях стоит говорить о социальной значимости темы, отметив влияние проблемы на состояние культуры и общества.
Вычисляем псевдопроблемы
На этапе выбора темы диплома важно вовремя распознать псевдопроблему с мнимой актуальностью. Псевдопроблемы попадают в научные работы в двух случаях.
- Недостаточная глубина анализа источников. Автор работы прочитал три мусорные статьи и десяток комментариев на профессиональном форуме. В процессе работы над дипломом обнаруживается, что появилась новая технология, стоящая на пороге массового внедрения, и лучше было бы писать о ней, но уже поздно.
- Увлечение лженаучными концепциями. Просто изучить научную литературу недостаточно. Нужно отсеивать недостоверные идеи и мусорные источники — об этом мы поговорим на четвёртом уровне.
Мы советуем отобрать сразу несколько интересных тем в рамках одного направления исследования. Окончательный выбор и уточнение формулировки темы стоит оставить до момента начала сотрудничества с научным руководителем.