Урок 4 / Параграф 3

Как написать понятный текст

Академические тексты сложно читать, а писать их ещё сложнее. Рассказываем, каким должен быть здоровый научный язык в 2020 году.

Академические тексты должны быть понятными. Усложнять текст, придавая своим мыслям значимость — бессмысленное и вредное занятие. Путём чрезмерного усложнения используемых в тексте ВКР словесных конструкций с целью увеличения воспринимаемой значимости сущности работы, ты рискуешь добиться противоположного эффекта. Перечитывать такой диплом будет невыносимо.

Академический стиль

Академические тексты пишутся в научном стиле. Научные тексты лишены художественной вычурности и публицистической экспрессии. На практике научный стиль подменяется канцелярщиной. Каким должен быть научный текст?

  • Главное — мысль. Язык используется как инструмент коммуникации с читателем. Если текст тормозит восприятие научной информации — это плохой текст.
  • Лаконичность. Одно предложение — одна мысль. Никаких придаточных предложений и нелепых связок. Лучше использовать две короткие фразы, а не растягивать высказывание на 4 строки.
  • Ясность. Нормально, если научный текст получился сложный по смыслу. Нормально, если в научном тексте встречаются сложные термины. Если банальную мысль невозможно понять с первого раза — это плохой текст.
  • Читаемость. Прочитай предложение вслух. Если не хватает дыхания, нужно переписать.

Закон Миллера гласит, что человек хранит в кратковременной памяти не больше 9 элементов. Статья «Магическое число семь плюс-минус два» вышла в 1956 году и стала одной из самых цитируемых работ в психологии. Длинные вычурные предложения не подходят для научных текстов — они усложняют и без того сложную для восприятия информацию.

Абзацы и списки

Наша цель — сделать дипломную работу понятной и практичной. Недостаточно писать чётко и без воды. Текст нужно грамотно раздробить на абзацы. Один абзац — одна целостная идея. Каждый тезис, аргумент или пример заслуживают превратиться в обособленный текстовый блок.

Лаконичные предложения и насыщенные смыслом абзацы сделают диплом ясным и полезным. Рассмотрим, как это работает.

ПРИМЕР
  • Плохо

    Путём чрезмерного усложнения используемых в тексте ВКР словесных конструкций с целью увеличения воспринимаемой значимости сущности работы ты рискуешь добиться противоположного эффекта.

    Одним из эффективных способов совершенствования системы высшего образования в нашей стране на сегодня считается введение в учебный процесс такого интерактивного метода обучения, как кейсовые задания, основанные на анализе кейсовых ситуаций, а именно выявление проблем и поиск оптимального их решения из предложенных вариантов или предложение самими студентами альтернативного способа разрешения данной ситуации, где существует противоречие.

  • Хорошо

    Слишком сложный текст может показаться бессмысленным

    Одним из наиболее эффективных методов интерактивного обучения стало использование кейсовых заданий.

    Кейс-метод основывается на анализе практических ситуаций. Обсуждая кейс, студенты обозначают проблему и ищут пути её решения. Применяют два способа организации процесса обучения кейсами:

    1.  учащиеся выбирают один из предложенных способов устранения проблемы

    2.  студенты генерируют решение самостоятельно

Утверждение об эффективности кейсового обучения требует доказательств. Можно оставить ссылку на исследование, но лучше добавить факты и цифры. Не выдавай субъективное мнение за аксиому — это первый шаг к правкам.

Повысить читаемость текста можно за счёт списков. Список — всегда лучше, чем перечисление бессвязных отрывков текста. Этот базовый элемент инфографики притягивает внимание и улучшает восприятие.

Эффект от использования списков похож на эффект от разделения сложной задачи на несколько мелких. Мозг усваивает микропорцию информации и испытывает удовлетворение. Это работает не только с читателем — сделать список проще, чем написать полотно текста.

Левая страница выглядит пугающе. Текст справа воспринимается проще из-за облегчённой структуры.

Иллюстрации, схемы и таблицы

Диаграммы — самый сильный элемент научной работы. Если информацию можно упаковать в диаграмму, то оставлять голый текст нельзя. С таблицами и иллюстрациями не всё так однозначно.

Таблицы помогают структурировать информацию, но использовать их нужно осторожно. Если сделать слишком мелкий текст, то таблица будет выглядеть как чёрная дыра. Если таблица занимает всю страницу, то её можно смело отправлять в Приложения.

Иллюстрации в дипломе нужны как пример или как источник дополнительной информации. Иллюстрация должна решать задачу — только в этом случае её присутствие оправдано. Если изображение не несёт смысловой нагрузки, его нужно удалить.

Как проверить текст

Качественный текст нужен не только ради высоких баллов на защите — когда диплом попадёт в открытый доступ, читаемость станет одним из главным критериев оценки работы со стороны аудитории. Для проверки используй наш чек-лист по редактуре текста. Эти правила универсальны: их можно использовать и для курсовых, и для диплома, и для постов в социальные сети.

Многочасовое погружение в текст вызвает авторскую слепоту. Объективно оценить качество слога поможет Главред. Сервис не подходит для оценки огромных текстов: проверяй отдельные параграфы или сомнительные абзацы. Ориентируйся на высокие показатели читаемости и среднюю чистоту текста. Сервис не любит термины и вводные слова, но в дипломе они нужны.

Level completed

Четыре уровня позади — ты стал ещё на шаг ближе к завершению работы над дипломом. Теперь твои тексты будут жечь сердца и бить рекорды уникальности в антиплагиате.

Поможем составить список литературы для диплома🚀 ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ