Урок 6 / Параграф 3

Писать без воды и мусора

Даже статью с идеальной структурой и чётко выверенной идеей можно испортить штампами, канцеляризмами и тавтологией.

Многие студенты часто пишут свои первые научные статьи так же, как сочинения на ЕГЭ: много вводных фраз и красивых оборотов, но мало смысла и практической пользы. Переучиваться может быть сложно. Но если хочется заниматься настоящей наукой или продвигаться в медиа, придется вытравливать из себя вредные лингвистические привычки. Рассмотрим популярные ошибки на конкретном примере.

Плохо

Язык — главное орудие общения и обмена мыслями. Наша речь — показатель нашей культуры, именно речь определяет наше положение в обществе.

Что не так?

  1. Два предложения подряд построены по одной схеме (сущность — описание).
  2. «Главное орудие общения» — эмоции и банальность, не подтверждено фактами.
  3. Второе сложносочиненное предложение нужно разделить на два простых. «Речь — показатель культуры» и «речь определяет положение» — две разные мысли.
  4. Повторы «наше/наша/нашей». Проблема не только в тавтологии. Избегайте притяжательных местоимений, чаще всего их можно выкинуть без потери смысла.

Кусок текста из примера — вводный абзац эссе о языке как средстве коммуникации. Он останется плохим, даже если исправить его структуру, потому что идеи автора не цепляют.

Хорошо

Критическое значение языка обусловлено биологически. Например, распознавание речи стало толчком к развитию человеческого мозга в процессе эволюции. Сейчас язык и стиль общения превратились в важные личностные характеристики. Напрмер, сленг показывает принадлежность к социальной группе, а диалектизмы — место проживания.

Почему стало лучше:

  1. Исчезли повторы в словах и структуре
  2. Из текста убрали воду, добавили доказательства
  3. Появилась связь между предложениями в тексте
  4. В предложениях нет конкурирующих между собой идей

Можно ли сделать этот текст ещё лучше? Да. Чтобы написать хорошую статью, отредактируйте её несколько раз. На первом этапе нужно отсечь очевидную чушь, дальше работайте со структурой и стилем.

Логические повторы

Водянистым текст делают не только фразы в стиле «согласно общеизвестному мнению», но и логические повторы. Рассказываем, что это такое.

Что было сказано Что имеловсь ввиду
С мнением автора нельзя не согласиться. Я полностью разделяю данную точку зрения. Действительно, проблема вырубки лесов очень актуальная Я согласен с автором
Чтобы персонал магазина был заинтересован в выполнении показателей, его нужно мотивировать. Мотивация нужна, чтобы коллектив работал слаженно и достигал поставленных целей. Мы должны найти правильные стимулы, которые смогут заинтересовать консультантов Нужно разработать KPI-программу мотивации

Канцеляризмы и огород из причастий-деепричастий — не главные проблемы текстов из левой колонки. В обоих примерах все три предложения дублируют друг друга по смыслу, поэтому редактуру нужно начать с удаления 60% абзаца.

Логические повторы превращают текст в тягучее идейное болото и с головой выдают автора, которому нечего сказать. Если вы видите подобную «научную статью» — смело закрывайте. И сами так тоже не делайте.

Поможем составить список литературы для статьи🚀 ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ