Урок 6 / Параграф 1
Эмоции и авторские оценки
Объективность — один из главных принципов написания научных текстов. Автору могут простить сложный язык, хромающую структуру или некачественные иллюстрации. А вот однобокий взгляд и неуместные эмоции точно не пройдут.
Если вы хотите написать качественную научную статью, забудьте об «уникальном авторском стиле повествования» и эмоциональных оценках. Личность автора важна в экспертном блоге. В академических текстах первична научная истина и фактура. Эмоции и авторское видение — отличные инструменты создания художественного текста, но в науке правят сухие факты и беспощадный анализ.
Эмоции вредят научному тексту
Эмоции добавляют публикации лишние смысловые слои, которые запутывают читателя и увеличивают время считывания информации. Рассмотрим, как два разных автора могут написать об одном и том же: один с эмоциями, а другой — по фактам.
Эмоции | Факты |
---|---|
К сожалению, современные школьники потеряли всякие нравственные ориентиры и не проявляют интереса к качественной высокохудожественной литературе | Современные школьники стали реже читать художественные книги |
Мы надеемся, что результаты исследования будут полезны другим студентам или предпринимателям | Результаты могут быть использованы на практике или стать основой для проведения дальнейших научных исследований |
В современном мире именно SMM является лучшим способом продвижения компании. | Мы провели опрос владельцев малых предприятий Самары и выяснили, что 80% из них считают SMM главным инструментом продвижения своего бизнеса |
Эмоции мешают читателю сделать самостоятельные выводы, потому что авторские оценки в тексте — это манипуляции. «Эмоциональные исследователи» часто избирательно подходят к выбору источников и откидывают всё, что противоречит их убеждениям.
Как выявить эмоции и манипуляции
Научный текст — интеллигентный и сдержанный. Избегайте нравоучительной, восторженной или истерической тональности. Всё, что позволено в авторском блоге или креативном медиа, неуместно смотрится в серьёзных аналитических статьях.
Авторские оценки
К счастью; к сожалению; надеемся; приятно осознавать; печальный факт; к нашему разочарованию и пр.
Авторские оценки превращают научную статью в субъективное эссе, и отдалаяют исследователя от поиска научной истины.
Манипуляции
Только этот; лучший; именно этот метод; уникальная технология; общеизвестно; отрицательный рост показателей и т.д.
Манипуляции делают академический текст похожим на рекламный и выдают стремление выдать желаемое за действительное.
Необъективная аргументация
Отсылки к предыдущему поколению, религии, нравственным устоям, менталитету, духовным скрепам народа и т.д.
Необъективные аргументы выдают ангажированного и непрофессионального автора. Отсылки к морали и нравственности часто используют пропагандисты.
В каждом конкретном случае, нужно принимать во внимание общий контекст статьи. Например, если вы знакомитесь с прорывным исследованием, «уникальность» разрабатываемого продукта будет справедливой характеристикой. Если автор пишет о создании «уникального» сайта на Tilda, то он выдаёт желаемое за действительное.
Ангажированность и языковая тюрьма
Продавливание собственной точки зрения в исследовании может перерасти в ангажированность.
Ангажированность — это вовлечённость и пристрастное отношение автора к теме. Еще в прошлом веке у термина не было яркой негативной окраски, но сейчас он чаще всего применяется к проплаченным или пропагандистским журналистским публикациям.
Обычно ангажированность связывают с гуманитарными дисциплинами. Ярче всего она проявляется в социологии, политологии или философии, где объектами исследования часто становятся абстрактные мировоззренческие концепции.
Ангажированность присуща не только гендерным исследованиям или научному коммунизму. Предвзятость можно найти и в естественно-научных статьях. Об этом писал австрийский философ Людвиг Витгенштейн. Он считал, что даже физик-естествоиспытатель не может быть в полной мере объективен, поскольку его научная картина мира формировалась под влиянием социума. По словам философа, главный барьер на пути к абсолютной объективности — язык, на котором мы пишем, говорим и думаем. Сам Витгенштейн считал идеалом математическую логику, а целью философии видел «критику языка».