Урок 6 / Параграф 1

Эмоции и авторские оценки

Объективность — один из главных принципов написания научных текстов. Автору могут простить сложный язык, хромающую структуру или некачественные иллюстрации. А вот однобокий взгляд и неуместные эмоции точно не пройдут.

Если вы хотите написать качественную научную статью, забудьте об «уникальном авторском стиле повествования» и эмоциональных оценках. Личность автора важна в экспертном блоге. В академических текстах первична научная истина и фактура. Эмоции и авторское видение — отличные инструменты создания художественного текста, но в науке правят сухие факты и беспощадный анализ.

Эмоции вредят научному тексту

Эмоции добавляют публикации лишние смысловые слои, которые запутывают читателя и увеличивают время считывания информации. Рассмотрим, как два разных автора могут написать об одном и том же: один с эмоциями, а другой — по фактам.

Эмоции Факты
К сожалению, современные школьники потеряли всякие нравственные ориентиры и не проявляют интереса к качественной высокохудожественной литературе Современные школьники стали реже читать художественные книги
Мы надеемся, что результаты исследования будут полезны другим студентам или предпринимателям Результаты могут быть использованы на практике или стать основой для проведения дальнейших научных исследований
В современном мире именно SMM является лучшим способом продвижения компании. Мы провели опрос владельцев малых предприятий Самары и выяснили, что 80% из них считают SMM главным инструментом продвижения своего бизнеса

Эмоции мешают читателю сделать самостоятельные выводы, потому что авторские оценки в тексте — это манипуляции. «Эмоциональные исследователи» часто избирательно подходят к выбору источников и откидывают всё, что противоречит их убеждениям.

Как выявить эмоции и манипуляции

Научный текст — интеллигентный и сдержанный. Избегайте нравоучительной, восторженной или истерической тональности. Всё, что позволено в авторском блоге или креативном медиа, неуместно смотрится в серьёзных аналитических статьях.

Авторские оценки

К счастью; к сожалению; надеемся; приятно осознавать; печальный факт; к нашему разочарованию и пр.

Авторские оценки превращают научную статью в субъективное эссе, и отдалаяют исследователя от поиска научной истины.

Манипуляции

Только этот; лучший; именно этот метод; уникальная технология; общеизвестно; отрицательный рост показателей и т.д.

Манипуляции делают академический текст похожим на рекламный и выдают стремление выдать желаемое за действительное.

Необъективная аргументация

Отсылки к предыдущему поколению, религии, нравственным устоям, менталитету, духовным скрепам народа и т.д.

Необъективные аргументы выдают ангажированного и непрофессионального автора. Отсылки к морали и нравственности часто используют пропагандисты.

В каждом конкретном случае, нужно принимать во внимание общий контекст статьи. Например, если вы знакомитесь с прорывным исследованием, «уникальность» разрабатываемого продукта будет справедливой характеристикой. Если автор пишет о создании «уникального» сайта на Tilda, то он выдаёт желаемое за действительное.

Ангажированность и языковая тюрьма

Продавливание собственной точки зрения в исследовании может перерасти в ангажированность.

Ангажированность — это вовлечённость и пристрастное отношение автора к теме. Еще в прошлом веке у термина не было яркой негативной окраски, но сейчас он чаще всего применяется к проплаченным или пропагандистским журналистским публикациям.

Обычно ангажированность связывают с гуманитарными дисциплинами. Ярче всего она проявляется в социологии, политологии или философии, где объектами исследования часто становятся абстрактные мировоззренческие концепции.

Ангажированность присуща не только гендерным исследованиям или научному коммунизму. Предвзятость можно найти и в естественно-научных статьях. Об этом писал австрийский философ Людвиг Витгенштейн. Он считал, что даже физик-естествоиспытатель не может быть в полной мере объективен, поскольку его научная картина мира формировалась под влиянием социума. По словам философа, главный барьер на пути к абсолютной объективности — язык, на котором мы пишем, говорим и думаем. Сам Витгенштейн считал идеалом математическую логику, а целью философии видел «критику языка».

Язык формирует определенные рамки в сознании и влияет на то, как читатель воспримет текст исследования. Поэтому мы уделяем так много внимания критике традиционного академического стиля, который тормозит восприятия научных идей.

Поможем составить список литературы для статьи🚀 ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ