Урок 6 / Параграф 2

Как писать понятно

Сложные заумные фразы, смысл которых теряется к концу предложения — вот, что первым приходит на ум при упоминании научных статей. На самом деле, академический текст может и должен быть другим.

Мы уже затрагивали тему написания понятных научных текстов в КиберДипломе. Тогда мы коротко объяснили принципы академического стиля и рассказали о пользе структурирования. Напомним:

  • слова не должны тормозить мысль автора или читателя
  • одно предложение — одна идея или одна новая сущность
  • предложение понятно с первого прочтения, даже если в нём есть неизвестный читателю термин
  • предложение можно прочесть вслух на одном дыхании

Объясняем, как применить эти четыре правила на практике.

Как говорить о сложном

В первую очередь напомните себе, для кого вы пишете статью — для студентов-бакалавров, аспирантов или кандидатов наук? Мы определяем целевую аудиторию для того, чтобы понять допустимый уровень сложности. То, что будет очевидно для опытного исследователя, может стать недостижимой вершиной мысли для первокурсника.

Позаботьтесь о том, чтобы вас поняли, если хотите, чтобы вашу статью читали и цитировали. Если вы не звезда от науки и не пишете на ультра уникальную тему, то заумный текст просто отложат в сторону.

Когда мы говорим «простой текст», мы не имеем в виду текст лишённый смысла. «Простой» — значит легко читаемый и доступный для восприятия целевой аудитории. Говорите чётко и по делу, распутайте все сложные для читателя смысловые узлы в процессе редактуры. В качественной научной статье ход мысли можно сравнить с натянутой струной.

Не объясняйте через неизвестное

Сравните два подхода к объяснению:

  • dhjgwfdkg — это метод фильтрации воды
  • dhjgwfdkg — это hjfdkj

Если для описания сложной идеи вы используете другую, не менее сложную, читатель вас не поймет. Наращивайте уровень по ходу повествования и объясняйте сложное по-цепочке.

Используйте списки

Если вам нужно описать две методики, три инструмента или пять подходов к определению, используйте список. Это отличный инструмент обобщения и классификации идей. Сравните:

Текст Список
К системе интегрированных маркетинговых коммуникаций компании относят: все виды рекламы (наружную, интернет, на транспорте и т.д.); связи с общественностью (мероприятия, публикации в СМИ и т.д.). В систему интегрированных маркетинговых коммуникаций ООО «Импульс» входят четыре инструмента:

  1. Реклама: на транспорте, в интернете, наружная
  2. Связи с общественностью:
    ивенты, пресс-релизы
  3. ...

Если вы используете список или описываете несколько явлений в одном предложении, всегда указывайте их количество. Так читателю будет легче воспринимать длинный текст.

Сокращайте

Статья не станет лучше от того, что вы нафаршируете её интересными фактами как рождественскую утку. Часто авторы оставляют в тексте небольшие дополнения, которые состоят из пары туманных фраз. Обычно такие ответвления сюжета вызывают больше вопросов, чем ответов, и сбивают с толку и без того нагруженного читателя.

Выкидывайте всё, что размывает основные идеи публикации. Если очень интересно — напишите вторую полноценную статью, но не портите первую.

Чтобы упростить текст, нужно избавиться не только от лишних смысловых сущностей, но и от лексических монстров. Как это сделать, расскажем в следующем параграфе.

Поможем составить список литературы для статьи🚀 ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ