Урок 5 / Параграф 5
Структура научной статьи
Мы уже писали, что текст должен подчиняться схеме «тезис — аргумент — пример». Это правило универсально, и работает для любого формата, будь то пост в Инстаграме или докторская диссертация. Но чтобы создать текст с идеальной структурой недостаточно одного только принципа научной аргументации.
В тексте может быть несколько тезисов. Тогда автору нужно решить в каком порядке их описывать, и почему порядок должен быть именно такой. Например, начните с простого и постепенно повышайте сложность. Не бросайтесь сразу в гущу событий, даже если пишете статью для экспертов — читателю тоже нужно время, чтобы поймать поток.
«Начать с простого» — не значит начинать любую статью с элементарного. Это бесит. Если вы пишете для докторов наук, то они точно в курсе, что такое инвестиции. Если статья для детей — ограничьтесь разбором темы «сущность инвестиций». Не смешивайте уровни сложности.
Как структурировать текст
Автор изучил, как цвет кнопок на сайте влияет на продажи. Ему нужно описать результаты эксперимента в научной статье.
План статьи
-
Актуальность: рассказываем о том, как важны бюджетные маркетинговые инструменты для небольших компаний, например — оптимизация цветовой палитры сайта
-
Гипотеза: мы решили проверить, как цвет влияет на поведение потребителей, ожидали получить такие-то результаты
-
Теоретический факт № 1: описать базовые принципы психологии цвета (как каждый из цветов влияет на потребителей)
-
Теоретический факт № 2: что конкретно подразумевалось под поведением потребителей в нашем эксперименте (совершение покупки)
-
Описание эксперимента: цели, задачи, фазы проведения
-
Визуализация данных: наглядная демонстрация изменения показателей поведения
-
Выводы из эксперимента: опровергнуто утверждение, что «красный — продающий»
-
Практические рекомендации: описание универсальной модели формирования цветовой палитры для любой компании в рассматриваемой сфере
-
Выводы
Как упорядочить материал: абзацы
Чем длиннее статья, тем важнее качественное структурирование текста. Мы прочитаем небольшую заметку в Фейсбуке, если вводное предложение будет цепляющим — даже если перед нами сплошной текст без деления на абзацы. Это работает с постами длиной до 500-600 знаков. Длинные полотна текста подсознательно хочется разорвать на несколько частей.
Объём отпугивает читателя. Чтобы длинный текст прочитали, нужно разделить его на абзацы. Один абзац — одна мысль. Не делайте абзацы слишком длинными: если получается больше 7-8 предложений, скорее всего, в тексте много воды.
Абзацы упрощают восприятие информации и позволяют читателю сократить время на чтение. Это особенно важно для научных статей, которые редко читаются целиком. Исследователи ищут в статьях конкретные тезисы и пропускают ненужные части текста — ваша задача упростить им эту задачу.
Следите за динамикой — абзацы должны быть равного объёма. Не нужно дотошно подсчитывать количество знаков, достаточно следить за визуальной сбалансированностью текста. Так вы сможете уделить равное внимание каждой идее, а читатель не останется с ощущением, что некоторые факты вы не разобрали до конца.
Делайте начало абзаца информативным и старайтесь не начинать первое предложение с вводных конструкций. Фраза, с которой начинается абзац, работает как якорь для восприятия аудитории. Если взгляд читателя будет цепляться за сплошное «общеизвестно», «итак», «таким образом», то статья заранее покажется унылой.
Как упорядочить материал: параграфы
Если статья объёмная (от 1500 знаков) и в ней раскрываются сразу несколько тезисов, текст стоит разделить на смысловые блоки. Придумайте подзаголовки, которые упростят читателю навигацию. Тогда вместо одной статьи пугающей длины, вы получите набор небольших легких текстов
Уроки этого курса очень длинные — обычно больше 10 тысяч знаков. Поэтому мы используем двухуровневую структуру и делим информацию на параграфы из 2-5 подпунктов.
Проработка структуры статьи помогает решить проблему творческого ступора. Если представить статью как набор коротких текстовых блоков, писать становится проще. Работа больше не кажется огромной и сложной, а пошаговое выполнение небольших задач усиливает ощущение прогресса.