Урок 5 / Параграф 1

Тема научной статьи

Определившись с целевой аудиторией и сложностью статьи, можно приступить к выбору темы.

Выбор темы — самый важный этап работы над статьёй. Мы уже рассказывали, как выбрать тему курсовой и как выбрать тему диплома. Вспомним главные тезисы:

  • тема интересна автору
  • тема актуальна
  • тема конкретна

Научные статьи теряют актуальность через 2-3 года, если речь не касается крупных научных открытий, истории и глубокой теории. Обычные статьи для массового читателя живут ещё меньше. Выбирая тему исследования, учитывайте, что статью могут опубликовать только через несколько месяцев.

Формат статьи позволяет разбирать специфичные и узкие темы. В отличие от курсовых и дипломных, необязательно выбирать тему с упором на количество источников. Скорее наоборот: чем больше референсов, тем банальнее идея для публикации.

Стоит ли писать на избитые темы

Писать о банальном просто — источники можно найти за 15 минут, а всё исследование скатится к рерайту с заменой слов. На первый взгляд, это отличный вариант, если статья нужна для галочки: показал текст преподавателю и забыл о нём. Дьявол скрывается в деталях. Если вы не умеете работать с оригинальностью текста и чаще всего занимаетесь перефразированием, то «простая тема» обернётся бесконечными попытками поднять уникальность.

Как написать о банальном:

  • разобрать ошибки других авторов
  • разобраться, почему проблема все ещё не исчезла, несмотря на то, что её пытаются решить уже два десятилетия
  • глубоко изучить все подходы к решению проблемы, классифицировать их и сравнить между собой
  • рассмотреть специфический иностранный опыт, о котором ещё не писали (описать, как обстоят дела с сущностью лингвистики в Казахстане)
  • совместить банальную теоретическую часть с актуальными примерами из практики

Не признавайтесь читателю, что считаете тему избитой и надоевшей. Не используйте такие фразы как: «об этой проблеме писали уже сотни авторов». Подумайте о том, что для кого-то именно ваша статья станет первой и сконцентрируйтесь на создании смысла и пользы для читателя.

Сложные темы

Не пишите о том, в чём не разбираетесь. В лучшем случае, вы сможете удачно переписать чужие работы. В статье не будет ни теоретической, ни практической значимости, а положить её в портфолио будет стыдно — настоящий эксперт быстро раскусит дешёвый рерайт. В худшем случае сработает эффект Даннинга-Крюгера, и вы не сможете самостоятельно найти фактические ошибки в работе.

Решайте проблемы или развлекайте

Отвлечённые размышления интересны аудитории только в двух случаях: автор — признанный эксперт и знаменитость; автор — ваш близкий друг или родственник. Во всех остальных ситуациях пространные эссе никому не нужны.

Проблемы аудитории научных публикаций специфичны. Если в блоге можно написать о том, как взять ипотеку и сэкономить, аудитория научного журнала по экономике ждёт анализ рынка недвижимости. Академические статьи играют ту же роль, что и фундаментальные исследования. От изучения природы электричества наука перешла к созданию лампы накаливания. Теоретические научные статьи становятся основой для экспертных оценок и журналистских прогнозов.

Представьте типичного представителя целевой аудитории, и подумайте, почему он остановится и решит прочесть вашу статью. Текст должен либо решать проблему читателя, либо наоборот — отвлекать от проблем.

Поможем составить список литературы для статьи🚀 ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ