Урок 5 / Параграф 2
Зачем структурировать текст
Структура — невидимый каркас статьи. Наличие структуры превращает поток сознания в полезный инфопродукт, который решает проблемы читателя и помогает автору достичь поставленной цели.
Невозможно структурировать текст, у которого нет цели. Вспомним, как пишется введение. Сначала автор определяет, чего хочет добиться. Затем расписывает список задач. Обычно задачи перекликаются с содержанием курсовой или дипломной работы, а параграфы можно сравнить со ступенями на пути к цели.
Цель: научить писать статьи
Задачи:
-
мотивировать читателя
-
объяснить причины возникновения прокрастинации
-
рассказать, как бороться с творческим ступором
-
объяснить, как определить целевую аудиторию
Структура:
-
Зачем писать статьи (обсуждаем вопросы мотивации, лени, выгод для автора)
-
Проблема чистого листа (рассказываем, что делать, если мотивация есть, но статья не пишется)
-
Структура (обсуждаем, как выбрать тему и структурировать статью)
В статье (как и в курсовой, и в дипломной работе) не должно быть случайных мыслей и фактов. Центральная идея должна красной нитью проходить через текст публикации, разъясняя целевой аудитории авторскую точку зрения. Хорошая структура отсекает лишнее, экономит время на написание статьи и помогает читателю быстрее разобраться в теме.
Отсечь лишнее
Выкинуть лишние мысли — не значит сделать текст коротким и навсегда отказаться от захватывающих сердца читателей лонгридов. Лишние мысли — те, что уводят в сторону и мешают углубиться в смысл текста.
Представьте, что вам нужно срочно добраться из Петербурга в Москву, но водитель решил сделать крюк и заскочил в Ярославль. Город, конечно, красивый, но вы торопитесь, и путешествия не входили в ваши планы. Тоже самое с текстом: интересные факты не сделают статью лучше, если их присутствие ничем не оправдано.
Не уничтожайте второстепенные идеи — они могут стать фундаментом для будущих статей. Если вам приходится часто писать тексты (например, вы пишете посты в Инстаграм или ведёте канал в Телеграме), можно разбить наработки по темам. В будущем это поможет бороться с прокрастинацией: лист уже не будет пустым и появится ощущение, что часть работы уже сделана
Смысловые блоки текста
Есть два типа читателей. Одни читают статью от первого до последнего символа, наслаждаются процессом и ставят лайки за прикольные отсылки. Другие бегло оценивают публикацию и выхватывают важные куски текста. Нужно писать так, чтобы статья была полезной и удобной для всех.
Вне зависимости от формата и сложности, текст всегда делится на три смысловых блока: введение, суть и заключение. Многие авторы ограничиваются шаблонным заходом во введении и обрубленным заключением . Они уверены, что читатель пришел за сутью и смыслом, поэтому все остальное — второстепенные формальности. В следующих параграфах мы разберёмся, почему это ошибка.