Урок 1 / Параграф 4

Бэклог дипломного проекта

Бэклог — список требований к продукту. Это библия проекта, которая говорит как, что и зачем мы будем делать. Метод пришёл из скрама (Scrum) и перекочевал во все сферы жизни.

Бэклог — это полноценное описание концепции дипломной работы. Недостаточно составить план и поставить цель. Это не даёт никакого представления о том, куда двигаться дальше. Скорее наоборот: план и введение, написанные сухим академическим языком, вселяют панику. Оставим их для научного руководителя, и перейдём к более интересным вещам. Алгоритм создания бэклога состоит из семи этапов:

  • составить план дипломной работы
  • прописать формальную цель дипломной работы (нужна для введения)
  • определить практическую цель работы
  • сформулировать ключевую идею диплома (видение проекта)
  • определить список практических задач
  • структурировать задачи по срочности и важности
  • описать требования (задать ограничения проекта)
План диплома
Цель (формальная)
Цель (практическая)
Видение проекта
Задачи
Задачи
1 глава
2 глава
3 глава
Важные
Средние
Необязательные
Требования
По главам
Общие
Идеи
1 глава
2 глава
3 глава

Идеи — дополнительный блок. Не каждая задумка в итоге превратится в полноценную задачу, но это удобный способ перенести поток сознания в материальный мир.

Бэклог удобно использовать как средство визуализации прогресса. Вычёркивая выполненные задачи, ты получаешь удовлетворение от того, что дело сдвинулось с мёртвой точки. Когда важные задачи кажутся слишком угнетающими, можно сделать что-то простое и необязательное. Чтобы сэкономить ресурсы, скачай файл с шаблоном бэклога.

Ставим цели по модели SMART

Постановка формальной цели дипломной работы мало отличается от целеполагания в курсовой. Цель прописывается кратко, чётко и научным языком. Но нас не интересуют формальности — главное в дипломной работе прагматичные цели, связанные с выбранной карьерной стратегией автора. SMART-целеполагание помогает определить как и куда нужно двигаться, чтобы получить пользу от работы над дипломом.

  1. Specific / Конкретика: в формулировке цели нужно озвучить конкретный и единственный результат, ради которого все затевается.

  2. Measurable / Измеримость: необходимо заранее установить критерии достижения результата. В идеальном случае — в числах.

  3. Achievable / Достижимость: цель должна быть амбициозной в разумных пределах. Вырасти из овощной палатки до нового Walmart — глобальная стратегическая мечта. Но цель — это несколько о другом.

  4. Relevant / Значимость: критерий, вытекающий из предыдущего. Снижать амбициозность нужно в разумных пределах. Достижение цели должно вести к росту и приближать к исполнению большой глобальной мечты.

  5. Time / Время: цель должна быть достигнута в определённые сроки.

ПРИМЕР

Формально: целью текущей выпускной работы является формирование рекомендаций по увеличению эффективности деятельности.

Оценим цель по SMART-критериям.

  1.  Отсутствует конкретика. Формулировка похожа на мутную абстракцию. Оставь такие фразы чиновникам

  2.  Результат невозможно измерить. Нет критериев — за достижение цели можно выставить любые изменения

  3.  Достижимость чего? Нет конкретики — нет достижимости

  4.  Звучит значительно, как лозунг на первомайской демонстрации

  5.  Нет дедлайна — нет проблем, но результата тоже не будет

Практично: сформировать план продвижения продукции компании Х, для увеличения объёмов продаж на рынке Y на 20% по сравнению с предыдущим отчётным периодом. Срок разработки и реализации плана — 3 месяца.

Как структурировать задачи

По аналогии с целями, задачи делятся на формальные и практические. Формальные задачи остаются во введении, в бэклоге описываются реальные рабочие процессы. Существует 3 уровня приоритетности задач.

  1. Важные задачи составляют основу дипломной работы (60%). Закрыть важные задачи, значит создать основу дипломной работы (диплом на тройку готов).

  2. Задачи средней важности (30%) — закрыв задачи средней важности, ты получишь приличный диплом, с которым будет минимум правок и проблем.

  3. Необязательные задачи (10%) — косметические улучшения и крутые фишки. Нужны чтобы сделать из диплома произведение искусства.

Мы предлагаем две схемы решения задач: по принципу выходного дня, и для тех, у кого давно сгорел дедлайн.

Если времени много

Важные задачи из практической части диплома должны быть в приоритете

Делать работу по главам — выполняя сначала самые важные, а потом средние задачи. Неважные задачи можно оставить на потом. Если нет желания доводить весь диплом до совершенства, то лучше начать с интересных фишек для практической части диплома. Именно практике уделяют пристальное внимание на защите, до инноваций в теории дело может не дойти.

Если защита завтра

Начинать с самых важных задач и переходить на средний уровень только когда все главы готовы. О косметических улучшениях не может быть и речи — нет смысла играть в дизайнера, если в итоге диплом будет не готов.

Рефлексия и личное мнение

В Правилах хорошего научного текста мы говорили о том, насколько важно построить свою работу вокруг центральной идеи. Действительно хорошая работа, как и любой успешный бренд не могут существовать без видения и миссии.

Центральная идея — ДНК диплома. Это главный фоновый тезис, который делает работу по-настоящему уникальной.

Не существует двух абсолютно одинаковых произведений искусства — книги, стихотворения или музыка становятся отражением личности создателя. Встречаются похожие сюжеты — но локации и персонажи делают произведение неповторимым. Аналогичные принципы работают и для научных текстов, несмотря на бесконечное количество требований и условностей.

  1. Проблема. В первой части курса мы выяснили, что проблема первична. Недостаточно сказать: «Мне это ближе всего». Важно — понять, почему тебе интересно именно это.

  2. Решение. Скорее всего, у тебя уже есть несколько робких предположений о том, почему всё так, и как всё исправить. Твоя точка зрения — это та абсолютно уникальная часть работы, которая превратит банальный текст в нечто значимое.

  3. Рефлексия. Единственный способ написать теоретическую главу, не скатившись в цитирование — рефлексировать. Не нужно оставлять ход мыслей за кадром, превращая диплом в набор из тезисов.

Цитируя или перефразируя чужую работу в своём дипломе, постоянно спрашивай себя: «Что я хочу этим доказать?». Твое личное мнение по этому вопросу — и есть тот уникальный текст, которому не страшны модули проверок в антиплагиате. Качество и высокая уникальность получаются сами собой, если есть, что сказать.

Требования и ограничения

Творческому процессу создания диплома мешают три вещи: оформление, требования научного руководителя и необходимость подписывать бесконечные заявления на имя заведующего кафедры.

За план дипломной работы отвечает научный руководитель, но не будет лишним убедиться, что руководитель точно в курсе всех требований и новшеств, появляющихся каждый новый учебный год. Другой важный параметр — время. Дедлайн утверждения всех официальных бумаг по дипломной работе даже важнее сроков самой защиты. Если не успел, не удивляйся, если узнаешь, что у твоего диплома должна была быть совсем другая тема.

Повторим ещё раз главное правило оформления — это нужно сделать сразу. Проще один раз настроить текстовый редактор и написать весь диплом правильно, а не переделывать весь диплом в конце. В случае с дипломом оформление важно. Пережить встречу с нормоконтролёром сложнее, чем не провалить саму защиту.

Level completed

Первый уровень пройден: теперь ты можешь в совершенстве управлять хаосом и мгновенно погружаться в поток. Сделан первый шаг на пути исследователя.

Поможем составить список литературы для диплома🚀 ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ