Урок 1 / Параграф 4
Бэклог дипломного проекта
Бэклог — список требований к продукту. Это библия проекта, которая говорит как, что и зачем мы будем делать. Метод пришёл из скрама (Scrum) и перекочевал во все сферы жизни.
Бэклог — это полноценное описание концепции дипломной работы. Недостаточно составить план и поставить цель. Это не даёт никакого представления о том, куда двигаться дальше. Скорее наоборот: план и введение, написанные сухим академическим языком, вселяют панику. Оставим их для научного руководителя, и перейдём к более интересным вещам. Алгоритм создания бэклога состоит из семи этапов:
- составить план дипломной работы
- прописать формальную цель дипломной работы (нужна для введения)
- определить практическую цель работы
- сформулировать ключевую идею диплома (видение проекта)
- определить список практических задач
- структурировать задачи по срочности и важности
- описать требования (задать ограничения проекта)
План диплома
|
---|
Цель (формальная)
|
Цель (практическая)
|
Видение проекта
|
Задачи
|
Задачи |
1 глава
2 глава
3 глава
|
Важные
|
Средние
|
Необязательные
|
Требования |
По главам
|
Общие
|
Идеи |
1 глава
|
2 глава
|
3 глава
|
Идеи — дополнительный блок. Не каждая задумка в итоге превратится в полноценную задачу, но это удобный способ перенести поток сознания в материальный мир.
Бэклог удобно использовать как средство визуализации прогресса. Вычёркивая выполненные задачи, ты получаешь удовлетворение от того, что дело сдвинулось с мёртвой точки. Когда важные задачи кажутся слишком угнетающими, можно сделать что-то простое и необязательное. Чтобы сэкономить ресурсы, скачай файл с шаблоном бэклога.
Ставим цели по модели SMART
Постановка формальной цели дипломной работы мало отличается от целеполагания в курсовой. Цель прописывается кратко, чётко и научным языком. Но нас не интересуют формальности — главное в дипломной работе прагматичные цели, связанные с выбранной карьерной стратегией автора. SMART-целеполагание помогает определить как и куда нужно двигаться, чтобы получить пользу от работы над дипломом.
-
Specific / Конкретика: в формулировке цели нужно озвучить конкретный и единственный результат, ради которого все затевается.
-
Measurable / Измеримость: необходимо заранее установить критерии достижения результата. В идеальном случае — в числах.
-
Achievable / Достижимость: цель должна быть амбициозной в разумных пределах. Вырасти из овощной палатки до нового Walmart — глобальная стратегическая мечта. Но цель — это несколько о другом.
-
Relevant / Значимость: критерий, вытекающий из предыдущего. Снижать амбициозность нужно в разумных пределах. Достижение цели должно вести к росту и приближать к исполнению большой глобальной мечты.
-
Time / Время: цель должна быть достигнута в определённые сроки.
Формально: целью текущей выпускной работы является формирование рекомендаций по увеличению эффективности деятельности.
Оценим цель по SMART-критериям.
-
Отсутствует конкретика. Формулировка похожа на мутную абстракцию. Оставь такие фразы чиновникам
-
Результат невозможно измерить. Нет критериев — за достижение цели можно выставить любые изменения
-
Достижимость чего? Нет конкретики — нет достижимости
-
Звучит значительно, как лозунг на первомайской демонстрации
-
Нет дедлайна — нет проблем, но результата тоже не будет
Практично: сформировать план продвижения продукции компании Х, для увеличения объёмов продаж на рынке Y на 20% по сравнению с предыдущим отчётным периодом. Срок разработки и реализации плана — 3 месяца.
Как структурировать задачи
По аналогии с целями, задачи делятся на формальные и практические. Формальные задачи остаются во введении, в бэклоге описываются реальные рабочие процессы. Существует 3 уровня приоритетности задач.
-
Важные задачи составляют основу дипломной работы (60%). Закрыть важные задачи, значит создать основу дипломной работы (диплом на тройку готов).
-
Задачи средней важности (30%) — закрыв задачи средней важности, ты получишь приличный диплом, с которым будет минимум правок и проблем.
-
Необязательные задачи (10%) — косметические улучшения и крутые фишки. Нужны чтобы сделать из диплома произведение искусства.
Мы предлагаем две схемы решения задач: по принципу выходного дня, и для тех, у кого давно сгорел дедлайн.
Если времени много
Важные задачи из практической части диплома должны быть в приоритете
Делать работу по главам — выполняя сначала самые важные, а потом средние задачи. Неважные задачи можно оставить на потом. Если нет желания доводить весь диплом до совершенства, то лучше начать с интересных фишек для практической части диплома. Именно практике уделяют пристальное внимание на защите, до инноваций в теории дело может не дойти.
Если защита завтра
Начинать с самых важных задач и переходить на средний уровень только когда все главы готовы. О косметических улучшениях не может быть и речи — нет смысла играть в дизайнера, если в итоге диплом будет не готов.
Рефлексия и личное мнение
В Правилах хорошего научного текста мы говорили о том, насколько важно построить свою работу вокруг центральной идеи. Действительно хорошая работа, как и любой успешный бренд не могут существовать без видения и миссии.
Центральная идея — ДНК диплома. Это главный фоновый тезис, который делает работу по-настоящему уникальной.
Не существует двух абсолютно одинаковых произведений искусства — книги, стихотворения или музыка становятся отражением личности создателя. Встречаются похожие сюжеты — но локации и персонажи делают произведение неповторимым. Аналогичные принципы работают и для научных текстов, несмотря на бесконечное количество требований и условностей.
-
Проблема. В первой части курса мы выяснили, что проблема первична. Недостаточно сказать: «Мне это ближе всего». Важно — понять, почему тебе интересно именно это.
-
Решение. Скорее всего, у тебя уже есть несколько робких предположений о том, почему всё так, и как всё исправить. Твоя точка зрения — это та абсолютно уникальная часть работы, которая превратит банальный текст в нечто значимое.
-
Рефлексия. Единственный способ написать теоретическую главу, не скатившись в цитирование — рефлексировать. Не нужно оставлять ход мыслей за кадром, превращая диплом в набор из тезисов.
Цитируя или перефразируя чужую работу в своём дипломе, постоянно спрашивай себя: «Что я хочу этим доказать?». Твое личное мнение по этому вопросу — и есть тот уникальный текст, которому не страшны модули проверок в антиплагиате. Качество и высокая уникальность получаются сами собой, если есть, что сказать.
Требования и ограничения
Творческому процессу создания диплома мешают три вещи: оформление, требования научного руководителя и необходимость подписывать бесконечные заявления на имя заведующего кафедры.
За план дипломной работы отвечает научный руководитель, но не будет лишним убедиться, что руководитель точно в курсе всех требований и новшеств, появляющихся каждый новый учебный год. Другой важный параметр — время. Дедлайн утверждения всех официальных бумаг по дипломной работе даже важнее сроков самой защиты. Если не успел, не удивляйся, если узнаешь, что у твоего диплома должна была быть совсем другая тема.
Повторим ещё раз главное правило оформления — это нужно сделать сразу. Проще один раз настроить текстовый редактор и написать весь диплом правильно, а не переделывать весь диплом в конце. В случае с дипломом оформление важно. Пережить встречу с нормоконтролёром сложнее, чем не провалить саму защиту.