Урок 1 / Параграф 3

Типы прокрастинаторов

Бороться с прокрастинацией будет проще, если ты поймёшь, к какому типу прокрастинаторов ты относишься.

Отличник

  • Зацикливается на каком-либо аспекте работы и не идёт дальше.
  • Боится сделать работу «хуже, чем у одногруппника».
  • Боится критики научного руководителя (лучше ничего не сделать, чем опозориться).

День за днём ты пытаешься написать, почему твоя курсовая работа актуальна. Ничего не получается, а время идёт. Это самый опасный тип прокрастинации — ты создаёшь иллюзию продуктивной работы, и у тебя возникает ложное ощущение наличия проблемы. Эта несуществующая проблема вызывает тревогу и ступор.

Что делать?

  • Откинуть сложную задачу и приступить к любой другой части работы.
  • Осознать, что ошибки и правки в учебном процессе — путь к совершенствованию и росту.
  • Создать подробный план курсовой. Тезисно раскрыть содержание каждого параграфа, описать какие инструменты, формулы и методологию ты будешь использовать. Согласовать с преподавателем. Минимизируете риск «глобальных» правок и покажете себя заинтересованным студентом (это всегда положительно влияет на оценку).

Креативщик

  • Тратит много времени на планирование «идеальной работы».
  • Без готовой базы ищет «интересные статьи», которые можно использовать.
  • Ждёт вдохновения.

Человек с таким типом прокрастинации хочет сразу приступать к «интересному». Читает биографию Стива Джобса, придумывает рекламную кампанию для телепорта — но так и не начинает работу. Делает курсовую в спешке в последнюю ночь и так и не воплощает ни одну из своих креативных идей. Со временем теряет мотивацию к учёбе.

Что делать?

  • Геймифицировать процесс. Разбить работу на части, составить чек-лист, пообещать себе награду за выполнение каждой цели.
  • Рассматривать курсовую как проект, которым ты управляешь. Часть работы делегировать. Можно воспользоваться помощью опытного библиографа для подбора литературы, тогда самая тяжелая и скучная часть работы будет выполнена быстрее.

Немотивированный

  • Ненавидит предмет, по которому задали курсовую или разочарован в своей специальности.
  • Избегает мыслей о курсовой работе.
  • Скучает при выполнении задачи.
  • Постоянно отвлекается.

Если Отличник и Креативщик не могут сделать работу, потому что придают ей слишком большое значение, то у Немотивированного обратная проблема. Такому человеку, в общем-то, всё равно. Главная цель этого Немотивированного — свести к минимуму усилия, затрачиваемые на выполнение курсовой работы.

Что делать?

  • Подобрать интересную тему. Практически всегда есть возможность связать один предмет с другим, подобрать небанальные объект и предмет исследования. Если раздражает какая-то дисциплина или тема, то её можно попробовать обойти.
  • Усложнить задачу. Если скучно, то, возможно, поставленная задача слишком лёгкая, и делать её неинтересно. Такая работа не принесёт пользы для профессионального развития.
  • Делегировать самые рутинные этапы выполнения курсовой работы.
  • Найти удачные примеры работ по своей теме (дипломы, диссертации). Это создаст верное видение работы в целом и ускорит процесс её создания.

Паникёр

  • Считает, что сдача курсовой — вопрос жизни и смерти. Пьёт успокоительные, просыпается ночью от неприятных мыслей про курсовую.
  • Скован страхом, но ничего не делает.
  • Ощущает, что ничего не понятно, и не знает, как начать.

Для Паникёра сдать курсовую — это очень важно. Он идёт на красный диплом, пытается получить скидку на обучение или повышенную стипендию. Работа вызывает стресс и ощущение, что на кону — вся жизнь. Тревога мешает рабочему процессу, любая сложность заставляет Паникёра опустить руки.

Что делать?

  • Разбить процесс на множество мелких задач, которые можно выполнять легко и быстро. Визуализировать процесс выполнения задач (чек-лист или шкала прогресса, всё что угодно). Визуализация создаст ощущение уверенного продвижения к цели и полного контроля над ситуацией. С каждым выполненным шагом ты будешь видеть, что ситуация становится всё менее критичной, уверенность будет расти.
  • Тоже самое делать со сложным материалом. Видишь что-то тяжелое для понимания — разбей на части и изучи по отдельности.
  • Ищи удачные примеры для вдохновения. Если не знаешь как делать, то ищи в статьях. О поиске источников мы ещё поговорим.

Тип прокрастинации может меняться в зависимости от ситуации. Понимание причины поможет тебе выбрать эффективную тактику борьбы со своим состоянием.

Поможем составить список литературы для курсовой🚀 ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ